Узбекистан | 21:42 / 16.04.2020
8113
17 минут чтения

Как победить коронакризис? 5 направлений, на которые государству следует обратить внимание

Подобно тому, как коронавирус, переходя от человека к человеку заражает и выводит из строя его органы, возникшая пандемия способна парализовать экономические и социальные системы во всем мире.

Фото: Aly Song/Reuters

Это - глобальное бедствие, его масштаб стал тяжелым испытанием для финансовых (связанных с денежными потоками и финансовыми обязательствами), экономических (связанных с производственными и потребительскими отношениями), государственных (связанных с безопасностью, социальной защитой, медицинским обслуживанием, образованием, поддержанием массового порядка) систем.

В предыдущий период финансовые кризисы устранялись путем стимулирования экономики с помощью монетарных мер государства. На этот раз в условиях объявленного карантина, ограничиться денежными и административными мерами не получится. «Новая война» требует нового стратегического видения и тактических подходов.

Теперь у каждого государства есть свои решения, в зависимости от его возможностей и ситуации. Определить, какое из них наиболее эффективно, - задача не из легких. По этой причине, наблюдая за мировым опытом, не следует бояться обращаться к различным нестандартным идеям в рамках наших собственных возможностей.

Для того чтобы быстро и эффективно преодолеть кризис, власти должны работать в пяти направлениях:

1. Ликвидировать негативные последствия пандемии;

2. Чрезвычайная помощь частному сектору;

3. Активизация экономической деятельности;

4. Пересмотр источников государственных расходов;

5. Быть открытым для ответственных гражданских инициатив.

Теперь мы рассмотрим основные пункты каждого из этих пяти направлений:

1. Ликвидация негативных последствий пандемии в обществе.

Фото: Lintao Zhang / Getty Images

1.1. Необходимо продолжать выплату заработной платы занятому населению, несмотря на временное отстранение его от работы в связи с карантином, при этом:

* Предприятия, деятельность которых не была приостановлена и/или была переведена на удаленный режим, будут выплачивать заработную плату своим работникам за счет доходов предприятия. Для таких организаций со стороны государства необходимо разработать стимулирующие меры;

* Выплата заработной платы работникам предприятий, деятельность которых была приостановлена, должна обеспечиваться государством за счет беспроцентных кредитов и/или субсидий. Работники должны получать зарплату не напрямую от государства, а через организации, в которых они заняты. Это обеспечит сохранение связи между населением и работодателями, предотвратит ослабление институциональных связей;

* Регулярная выплата пособий трудоспособному, но безработному населению через службы занятости. Определение размера пособия производится исходя из численности иждевенцев и региональной потребительской корзины. Потребительская корзина должна соответствовать карантинным условиям, то есть, помимо стоимости продуктов питания, в нее необходимо включить профилактические средства, средства гигиены и необходимые медицинские средства.

* Прямая доставка помощи в виде денежного и товарного обеспечения нетрудоспособным, престарелым, многодетным, инвалидам. Бесплатное оказание транспортных, медицинских и коммуникационных услуг.

* Введение отсрочки на карантинный период оплаты бытовых услуг и погашения полученных кредитных обязательств. В течение этого периода никакие проценты и штрафы начисляться не должны.

1.2. Меры по моральной поддержке населения.

· Регулярно информировать население о карантинных мерах, социальной защите и экономических решениях государства через телевидение, радио и Интернет.

* Регулярное ознакомление населения с мнениями специалистов в прессе для предотвращения необоснованного беспокойства и тревоги.

* Широкая пропаганда через Интернет и телевидение навыков аналитического мышления, проверки фактов, особенно среди молодежи. Борьба с панической, конспирологической и сфабрикованной информацией ведется путем «вооружения» населения информационно-аналитическими методами мышления.

* Организация таких телевизионных программ, как «Муносабат» («Отношение») в удаленном режиме, с привлечением специалистов, журналистов и социально активных лиц, организовывать дискуссии на актуальные темы. В ходе программ по возможности, использовать формат прямых трансляций с организацией опросов и дискуссий среди зрителей.

Обеспечение населения достоверной информацией, здравыми методами мышления, открытыми дискуссиями, снимет недоверие, тревогу и ненужные переживания, а главное, побудит население к позитивной активности, поддержит доверие к государству.

2. Чрезвычайная помощь частному сектору.

* Объявить на период карантина каникулы по кредитам, арендной плате, имущественным налогам, практически для всех предприятий. Это не означает, создание новых долгов и отсрочку их уплаты, а приостановить начисление процентов и арендной платы. А долги, которые образовались до карантина, следует отложить до конца карантинного периода и составлять пересмотренные графики их погашения.

* Финансирование из государственных средств, фондов оплаты труда предприятий, деятельность которых приостановлена, при условии, что их работники не будут уволены.

* Предоставление медицинских защитных средств, дезинфицирующих средств и экспресс-тестов для предприятий, имеющих разрешение и возможность работать.

* Предоставление дополнительных пособий из государственного фонда на заработную плату работникам организаций, деятельность которых необходима в условиях пандемии. Возможно, что пособия будут частично или полностью выплачиваться за счет налога на доходы физических лиц.

3. Активизация экономической деятельности.

3.1. Поощрение использование удаленных методов рабочего процесса, для этого:

· Обеспечение увеличения скорости Интернета;

* Широкая пропаганда практического опыта организации удаленной работы.

3.2. Финансовое, административное и техническое стимулирование и поощрение различных стартапов и предпринимательских инициатив в области информационных технологий, ориентированных на карантинную среду и новые потребности потребителей. Для этого привлекаются частный и государственный финансовый сектор, бизнес-ангелы, организуются венчурные фонды, начинающим предпринимателям оказывается экспертная помощь.

Оперативно рассматривать заявки на получение разрешений на работу производственных и сервисных предпринимателей в карантинных условиях, основной упор при этом следует сделать на следующее:

· наличие бизнеса, ориентированного на социальные проблемы, продукты питания, медицинские приборы, необходимая одежда, такие услуги, как производство или транспортировка продукции, быстрая доставка, информационные технологии и средства связи;

· Производство экспортоориентированной и импортозамещающей продукции;

* Бизнес-процессы должны соответствовать особым санитарным требованиям в условиях эпидемий. Например, расстояние между рабочими местами работников должно составлять 2 метра, рабочие места должны быть обеспечены специальным защитным оборудованием, обработаны средствами дезинфекции, введены специальные инструкции и т.д.

* Продвижение и поощрение бизнес-идей, направленных на решение социальных проблем на основе социального предпринимательства, то есть коммерческих принципов.

3.3. Оказание помощи предприятиям, остановленным из-за пандемии, в адаптации к новым направлениям. Например, переориентация гостиниц в качестве домов отдыха для сотрудников служб безопасности, эпидемиологов и волонтеров, или временных пунктов пребывания для пациентов, недавно вышедших из больниц и находящихся под медицинским наблюдением. Оплата государством гостиничных услуг владельцам гостиниц в размере установленной нормы.

3.4. Считать агропромышленный комплекс, производителей медицинских изделий, транспортно-логистических услуг приоритетными отраслями на государственном уровне, разрабатывать для них различные фискальные и административные стимулирующие пакеты, обеспечивать их средствами санитарной безопасности.

3.5. Освобождение приоритетных сфер социального производства от пошлин. Упрощение таможенных формальностей.

4. Пересмотр источников государственных расходов

Антикризисные меры кажутся тяжелым бременем для государственного бюджета, но, если они не будут реализованы, то в долгосрочной перспективе вес этого бремени увеличится в несколько раз и вызовет большие проблемы.

Напротив, если они будут реализованы, то у населения появится уверенность в себе и государственной системе, сохранится платежеспособность, не прекратится потребление товаров, и в результате денежный оборот продолжится, возрождая экономику страны.

Конечно, в сложившейся ситуации, очевидно, что наиболее сложным вопросом является определение источника финансирования антикризисных мер. Возможно, следующие идеи были бы полезны при решении этого вопроса:

4.1. Определенная часть золотовалютных резервов государства должна быть тщательно рассмотрена, как один из источников финансирования антикризисных мер.

4.2. Крупные финансовые поступления могут быть получены от частного сектора посредством приватизации государственной собственности. Кроме того, в частном секторе ускорится производство, обогащенное новыми ресурсами собственности, что, в свою очередь, увеличит налоговые поступления.

4.3. Налоговые поступления: доходная часть наряду с расходной частью принятого бюджета должны быть быстро пересмотрены. В 2020 году доходы бюджета резко упадут, причина тому:

• из-за карантина сокращается потребление, а также снижаются косвенные (потребительские) налоги;

• снижение экспортных доходов и налогов из-за резкого снижения цен на газ и спроса на него на мировом рынке;

• предприятия несут чистый убыток, что означает, что доходы от налога на прибыль уменьшатся.

Конечно, неверно полагать, что местные и республиканские бюджеты останутся абсолютно без поступлений. Хотя потребление, производство и экспорт сокращаются, они не прекращаются, и от них будут определенные налоговые поступления.

Важно, чтобы в нынешней ситуации предприятия не были обременены авансовыми платежами по налогам, следует избегать применения административного ресурса и силы для взыскания налогов. Это контрпродуктивные, вредные и неэффективные меры. Поверхностные результаты от применения силы приводят к новым серьезным проблемам: зреет коррупция, закрываются предприятия, в результате чего экономика общества парализуется и государство окажется не способно выполнять свои обязательства, в обществе возрастет недоверие к государству.

Увеличение налоговых поступлений может быть достигнуто путем стимулирования экономики, а именно:

Во-первых, стимулирование предпринимательской деятельности, упомянутое выше, дает сильный импульс экономике и, как следствие, приводит к производству в соответствии с требованиями текущей ситуации, что в свою очередь приводит к росту доходов бизнеса и населения и продолжающемуся потреблению.

Во-вторых, избыточные ресурсы газа от экспорта могут быть проданы частному сектору по более низким ценам, снижая их себестоимость, что увеличивает производство и приносит больше чистой прибыли в результате снижения себестоимости продукции. Это увеличивает поступления налога на прибыль с предприятий, обилие продукции замедляет инфляцию и так далее.

Потребление и доходы, а не насильственные рейды - являются основными источниками налоговых поступлений.

4.4. Повышение эффективности государственных расходов. Возможности экономии государственных средств можно найти, ответив на следующие вопросы:

а) Насколько государство наносит вред обществу, приостанавливая тот или иной вид услуг? Если ущерб от приостановки отсутствует или минимален, то свободные деньги и трудовые ресурсы должны быть направлены в более эффективные сферы.

б) Если есть необходимая государственная служба, как ее можно сделать более эффективной, то есть достичь конкретной цели при меньших затратах или повысить эффективность при определенных затратах?

в) Может ли та или иная государственная служба осуществляться частным сектором? Можно ли приобрести эти услуги у частного сектора через тендер? Приватизация государственных услуг может контролировать ее эффективность, а механизм конкуренции в частном секторе при этом играет положительную роль.

Различные праздничные мероприятия, спортивные соревнования за счет государства должны быть остановлены и после карантина, и на такие расходы должен быть объявлен мораторий на срок не менее трех лет.

4.5. Эффективные переговоры о получении международной помощи

• Проведение переговоров по принятию графиков отсрочки внешних финансовых обязательств государственных и частных организаций, достижение каникул по начислению процентов, стремление эффективно использовать пункты «форс-мажор» в контрактах. Конечно, такое поведение не должно наносить серьезного ущерба репутации государства и не должно рассматриваться как «дефолт» в глазах международных институтов.

• Финансовая помощь от международных организаций должна приниматься на следующих условиях:

• Адресные беспроцентные кредиты, направленные на модернизацию существующей и создание новой инфраструктуры;

• Благотворительная поддержка наиболее важными товарами и услугами для смягчения эпидемиологической ситуации и преодоления социальной напряженности;

• Товарные кредиты на важнейшие потребительские товары и медицинские приборы и оборудование;

• Привлечение прямых иностранных инвестиций, направленных на формирование венчурных фондов и фондов бизнес-ангелов, которые поддерживают социальные и инновационные предпринимательские инициативы, упомянутые в пункте 3 нашей статьи.

Два наиболее важных требования для необходимой финансовой поддержки:

1) Контроль за целевым характером финансирования, для чего финансирующая сторона может использовать услуги независимого контроля;

2) Долгосрочные инвестиции в инфраструктуру и реальный сектор за счет «умных» средств. Это означает, что инвестор должны предлагать не только денежные и материальные ресурсы, но также должны быть предоставлены консультативные рекомендации, технологическая, экономическая и медицинская экспертиза и технический надзор.

Обращаться к таким финансовым инструментам, как Евробонды ы и процентные кредиты, сегодня рискованно. Это связано с тем, что при получении процентного кредита ставка и срок его погашения определяются исходя из определенных прогнозов дохода. Чем выше уровень неопределенности в этих прогнозах (т. е. чем выше риски), тем выше процентная ставка.

По мере того, как мир вступает в глобальный экономический кризис, уровень неопределенности будет высоким, и многие прогнозы возвращения средств будут нереальными. Кроме того, такие кредиты чреваты валютными рисками, то есть в государстве с экономическими трудностями внутренняя валюта обесценивается по отношению к иностранной валюте, а доход государства формируется в основном в национальной валюте, а значит, погашаемый кредит усугубляется не только процентами, но и курсовой разницей валюты.

Привлечение кредитов под проценты означает погружение государства в долги, будущее богатство нации будет потрачено на погашение долга, а не на его собственный рост и развитие, что приведет к новым заимствованиям. Опыт стран, которые до настоящего времени объявляли дефолт, должен быть предупреждением для нас.

5. Открытость к ответственным гражданским инициативам

5.1. Взаимно доверительные отношения между государством и обществом гарантируют выход из нового кризиса без крупных потерь и полноценное вступление в посткризисный период. Для этого руководство правительства должно регулярно демонстрировать прозрачность своих решений и их открытость критике.

В то же время, было бы правильным больше доверять различным добровольным инициативам, исходящим от общества, и тесно сотрудничать с ними в преодолении социальных трудностей. Именно в процессе этого среди народа начинает возникать ответственное гражданское общество.

5.2. Препятствование свободе слова и печати приводит к росту недоверия среди людей, что заставляет население действовать не по совету государства и экспертов, а так, как заблагорассудится. Следствием этого станет негативный импульс к постоянному нарушению карантинного режима, обострению экономической ситуации, особенно стремительному росту цен и обесцениванию национальной валюты.

5.3. Еще одна позитивная возможность может быть использована при проведении антикризисных мероприятий, она заключается в выявлении среди государственных чиновников и общественных активистов, кадров с эффективным управленческим талантом, способных эффективно решать проблемы. Решение сложных проблем формирует самый необходимый ресурс для государства и бизнеса - класс лидеров.

Приведенные выше рекомендации, разумеется, носят спорный характер, а некоторые требуют тщательного анализа. Но мы считаем, что в процессе нахождения оперативных стратегических и тактических решений в распоряжении лидеров должна быть критическая масса различных идей и мнений. Данная статья и была написана с целью внести свой вклад в эту массу идей.

Джамшид Муслимов,

перевод: Вадим Султанов.

Новости по теме