Узбекистан | 18:50 / 23.04.2020
5922
5 минут чтения

Влияние весенних заморозков на урожай, подорожавшая мука и картофель – интервью с министром сельского хозяйства

Узбекистан продолжает сидеть на карантине. Подобная ситуация наблюдается в жизни общества впервые за годы независимости, и она действительно вызвала обеспокоенность среди населения. Люди начали закупать на дехканских рынках и в супермаркетах продукты первой необходимости, и в то же время произошел значительный рост цен на такие товары.

Возникает вопрос: действительно ли ситуация волнительная, есть ли у государства необходимый запас продовольственных продуктов и как сильно повлияли весенние заморозки на урожай в этом году?

Для того, чтобы получить ответы на эти и другие вопросы, корреспондент Kun.uz связался с министром сельского хозяйства Жамшидом Ходжаевым.

– Различные климатические изменения сказываются и на сельском хозяйстве Узбекистана. В частности, ближе к середине весны произошло резкое похолодание и выпал весенний снег. Расскажите, пожалуйста, как сильно это повлияло на сельское хозяйство Узбекистана?

– У нас сельское хозяйство работает в трех основных направлениях – это фрукто-овощеводство, хлопководство и зерноводство. Несомненно, неблагоприятная погода повлияла на каждое из направлений, но особенно от непогоды пострадали наши плодовые культуры. В апреле у нас обычно поспевают черешня, абрикос, персик и орехи. В районах Китаб, Шахрисабз, Яккабаг, Бахмаль и Галлаорол некоторые плодовые культуры повредились на 30-40 процентов. Суммарный вред составляет в среднем 15-20 процентов.

Садоводство пострадало не так сильно, так как фермеры заранее знали прогноз погоды и применили вещества, помогающие улучшить устойчивость растений к низким температурам.

– Как повлияли карантинные меры, применяемые в стране в целях борьбы с коронавирусной инфекцией в сельское хозяйство? Есть ли риск нехватки продовольствия?

– Есть стандарты потребления населением продовольственных продуктов, установленные ФАО ООН и Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В нашей стране выращиваются все 9 видов сельскохозяйственной продукции, указанные в этом стандарте. И мы почти на 100 процентов покрываем потребности населения в этих продуктах.

Мы импортируем некоторые продукты, например, пшеницу и картофель. Сейчас на примере картофеля, я расскажу, когда мы импортируем эти продукты.

Каждый год мы импортируем приблизительно 180-200 тыс. тонн картофеля. Но мы это делаем до созревания нашего собственного картофеля. Цены на картофель поднялись до 8 тыс. сумов за килограмм. Это произошло, во-первых, из паники среди населения, связанная с коронавирусом. Спрос значительно превысил предложение. У нас есть необходимые запасы, сейчас мы только начинаем ими пользоваться. Кроме того, тогда экспорт картофеля из Казахстана в Узбекистан был приостановлен, и также были установлены квоты на муку и пшеницу (до 200 тыс. тонн.). Вот тогда наблюдался дефицит этих товаров. Но на сегодняшний день цены стабильные и проблем с экспортом нет. К концу апреля и вначале мая ожидается урожай раннего картофеля в объеме 65 тыс. тонн. В аналогичном периоде прошлого года мы экспортировали 10 тыс. тонн урожая раннего картофеля в Украину.

Узбекистан аграрная страна. Так что с продовольственной безопасностью проблем не будет.

– Во многих регионах республики цены на картофель остаются высокими. Например, в столице килограмм раннего картофеля стоит 20 тыс. сумов, цена одного мешка муки превысила 200 тыс. сумов. Почему цены на эти виды продуктов «заоблачные»? Может это связано с нерациональным посевом картофеля и пшеницы и неправильной организацией экспорта?

 – В ноябре прошлого года картофель был посажен на более чем 100 тыс. гектаров земли. Норма потребления картофеля в стране составляет 1,7 млн тонн., мы выращиваем больше.

В связи с тем, что картофель нужно хранить пять месяцев – наблюдаются сбои в обеспечении. Фермеры и предприниматели не заинтересованы в хранении картофеля. Картошка не дорожает каждый год. Мы видим, что в условиях пандемии наши соседи устанавливают квоты и закрывают границы, мы должны быть готовы к таким ситуациям.

У нас картошка считается вторым хлебом, поэтому мы разрабатываем новую систему. Правительство рассматривает возможность вмешательства в этапы от добычи семян картошки до ее хранения. Также мы хотим повысить интерес к хранению картофеля, и рассматриваем возможности субсидирования ее хранителей и т. д. Сейчас мы делаем расчеты, скоро утвердится постановление президента, и мы будем работать по новой системе.

Беседовал Илёс Сафаров

Новости по теме