Почему пенсии были переведены на пластиковые карты? Интервью с руководителем бренда Humo Шухратом Курбановым
Kun.uz побеседовал с Шухратом Курбановым, главой Национального межбанковского процессингового центра под брендом Humo, о деньгах, которые были названы одним из источников заражения во время пандемии. На встрече обсуждались вопросы перевода пенсий на банковские пластиковые карты, качества обслуживания карт Humo и снятия наличных через банкоматы.
- Населению, особенно пенсионерам, было рекомендовано использовать бесконтактную связь и пластиковые карты после того, как в качестве носителя вируса были названы наличные деньги. Люди, естественно, задают вопросы: думал ли бренд Humo получить от этого финансовую выгоду, или какие проблемы могут возникнуть при совершении платежей? И вообще, везде ли одинаковые возможности для использования банковских карт?
- Сейчас интересное время. Произошло революционное развитие в сфере банковских услуг, терминалов и карт. В течение месяца наблюдаются значительные изменения в системе банковских пластиковых карт. Это требование нашего времени. Например, открывать карты онлайн удаленно. Эти усилия направлены на повышение доверия людей к банковским пластиковым картам.
Во время пандемии я и сам задумался. Вы сами свидетели того, как на рынке обращаются купюры в 1000, 5000 сумов. Например, вы дали наличные продавцу. Он вернул вам сдачу. Таким образом и происходит денежный оборот. За короткое время эти деньги могут пройти через 10-15 человек. Это значит, что вирус будет жить на купюрах несколько дней. Поэтому, хотим мы того или нет, когда существует такой риск, наличных денег следует избегать. И вправду, при бесконтактной оплате, оборот наличных между людьми исчезает, то есть исчезает физическое взаимодействие (физический контакт) с людьми. Это означает, что при использовании бесконтактного метода оплаты, риск заражения, хоть и ненамного, но ниже, по сравнению с наличными. Поэтому, если есть возможность, мы призываем и просим вас использовать бесконтактный метод оплаты
Почему мы увеличили лимит беспиновой оплаты в сетевых магазинах Korzinka.uz и Makro? Это было сделано для того, чтобы помочь сохранить социальную дистанцию между людьми.
Да, ситуация с терминалами в Ташкенте лучше. В провинциях может быть немного сложнее. В настоящее время нет проблем с оснащение торгово-сервисных предприятий терминалами Humo. Нельзя сказать, что проблем нет совсем, но 90 процентов торговых точек оснащены терминалами. Многие начинают создавать проблемы: они говорят, что терминала нет, он не работает, нет денег на SIM-карте. Придумывают всевозможные оправдания. Почему это происходит? Как я сказал в начале, это из-за того, что мы выбрали наличные. Также в большинстве мест размещены QR-коды. Если у вас есть телефон, вы можете платить через QR-код. Это также означает, что потребность в поиске терминала уменьшилась. У 90% нет проблем с наличием терминала. Действительно, 10 процентов остается. Есть сервисы доставки и им не хватает терминалов. В краткосрочной перспективе эти недостатки также будут устранены, поскольку в прошлом в этом не было особой необходимости. То же самое касается такси. Завтра, садясь в такси, можно будет заплатить онлайн, не используя наличные и не получая сдачу.
- Правда ли то, что эта ситуация вызвана отсутствием терминалов у предпринимателей, для использования услуг, или отсутствием доверия общественности к банку? Как вы думаете, в чем причина этого?
- На самом деле я вижу две причины. Во-первых, мы долгое время жили без банкоматов. Даже если раньше они были, денег в них не было. Если нужны были деньги, то нужно было идти в банк. Наличные искали через знакомых. Таким образом, снятие наличных было большим квестом. Сейчас уже не так. У людей все еще есть страх: сегодня в банкоматах есть деньги, а завтра их может и не быть. Обратите внимание, что люди за границей не снимают крупные суммы денег в банкоматах. Они могут снять 5-10 долларов. 500 долларов не снимают. Для формирования такой культуры требуется время.
Во-вторых, если вы идете в торговую точку с пластиковой картой, продавец попросит клиента снять наличные в банкомате. Возможно, это в интересах теневой экономики, а возможно, для многих удобнее иметь дело с наличными. Я не могу назвать точную причину. Иногда, при покупке чего-либо, нам говорят, что лучше оплатить наличными.
Если нет терминала, и вы потребуете его вынести, он появится через мгновение. Вам скажут, что он разрядился. Многие говорят, что то же самое происходит и с картами Humo. Я не буду скрывать, есть такие случаи. В некоторых местах мне и самому говорят, что терминал не работает. Он внезапно начинает работать, когда вы требуете его принести. Затем они говорят: ака, деньги не зачисляются из-за того, что Humo бесконтактная. Они рассказывают разные истории. Все это стереотипы. Люди по-прежнему скептически относятся к бесконтактной форме оплаты, и даже предприниматели расходятся во мнениях. Этот страх, конечно же, временный. Такое было и когда все переходили на онлайн-карты.
После того, как вы однажды совершите бесконтактную оплату, вы не захотите платить другим способом, потому что увидите, как это просто. Не нужно никому давать свою карту. Она не остается у продавца. Решением специальной комиссии республики предусмотрена отмена снятия комиссионных за обналичивание средств с пластиковых карт.
Полную версию интервью вы можете посмотреть на Youtube.
Беседовал Алишер Рузиохунов
перевод: Вадим Султанов
Новости по теме
15:38 / 09.02.2024
В Узбекистане минимальный размер пенсии определяется не ниже уровня минимальных потребительских расходов
19:15 / 27.04.2023
«Худшее, это вернуться к наличным деньгам» — интервью с экономистами о контроле за P2P
19:06 / 20.04.2023
Сотрудник банка, раздававший пенсии, оформлял кредиты на пенсионеров, а деньги — присваивал
11:04 / 27.09.2022