11:39 / 09.05.2020
5490

Туризм на грани глубокого кризиса: есть ли способ его спасти? – беседа с Бехрузом Хамзаевым

Kun.uz в условиях пандемии продолжает серию онлайн-интервью с представителями различных отраслей. На этот раз нашим собеседником является основатель World Influencers Network (Международная сеть инфлюенсеров) Бехруз Хамзаев.

Бехруз Хамзаев признан одним из экспертов в сфере туризма, одно время он работал на должности советника председателя Государственного комитета по развитию туризма. В ходе беседы обсуждались такие темы, как влияние коронавирусной пандемии на туризм, ситуация в частном секторе, онлайн-туризм, инновационные решения по ликвидации безработицы в сфере, состояние рынка авиации.

Туризм – одна из сфер, наиболее пострадавших от пандемии

- В течение 10 лет туризм, как никакая другая сфера экономики, развивался интенсивными темпами. Каждое десятое рабочее место связано с туризмом, стоящим на третьем месте среди отраслей-источников основного дохода. Согласно статистическим данным Всемирной организации туризма, ввиду пандемии мировому туризму причинён ущерб в размере около 1 триллиона долларов.

В этой сфере было занято более 100 миллионов населения, оставшихся сейчас без работы. Я не собираюсь драматизировать, но даже если отбросить все эмоции, очевидно, что туризму нанесён большой урон. Для возвращения туризма «на круги своя», чтобы вернуться к показателям 2018 года, потребуется 18 месяцев. До появления вакцины люди будут воздерживаться от путешествий, и многие страны поставили барьер.

Недавно прочёл новость: Аргентина до сентября приостановила вылеты за границу. После пандемии туризм войдёт совершенно в иное русло.

«На восстановление может уйти пять лет»

- Туризм в основном является отраслью, состоящей из владельцев самостоятельного малого бизнеса. Авиасообщения и гостиничный бизнес – из их числа. Немаловажную роль в ускоренном развитии туризма играла низкая стоимость авиабилетов. Авиасообщение – двигатель или сердце туризма. По этой причине правительства делают попытки спасти туризм путём оказания помощи авиации.

50 процентов существующих авиакомпаний могут обанкротиться.

Вместе с тем, правительство в каком-то смысле может оказать поддержку и гостиницам. В развитых странах имеется система «bailout», согласно которой правительство поддерживает определённые сферы в виде налоговых льгот, выплат работникам временных пособий, чтобы выйти из кризиса. Также имеется такой термин, как «too big to fail», который относится к крупным компаниям, значимость которых настолько велика, что государство не заинтересовано в их банкротстве, и оказывает им поддержку. В туризме большинство работают сами на себя. Взять, скажем, гидов – 99 процентов из них остались в Узбекистане без работы. В других государствах такая же ситуация, но в нашей стране она серьёзней. Ведь в Узбекистане эта профессия является сезонной, гиды работают осенью и весной.

В результате гиды могут отказаться от своей профессии и, возможно, переквалифицируются в другие сферы. У нас потребность в гидах была высокой, а после пандемии станет ещё выше.

Большие убытки понесут также обслуживающие туризм сферы: кафе, рестораны, гостиницы для туристов, службы такси. Действительно, грядёт большой кризис. Для восстановления туризма и возвращения к прежним показателям нам может потребоваться 5 лет.

«Резко сократится поток двух категорий иностранных туристов, чаще всего посещающих Узбекистан»

Бехруз Хамзаев

- Следует кардинально изменить структуру узбекского туризма, и, естественно, приспособиться к имеющимся условиям. Те, кто утверждает, что туризм останется таким, как прежде, заблуждаются. Государственному комитету по развитию туризма в качестве ответственной организации следует разработать новые правила. После пандемии нельзя будет работать с применением сложившихся методов. Структура нашего туризма совершенно не приспособлена для туризма после пандемии, поэтому нужно её кардинально менять.

До сих пор большей частью туристов, приезжающих в Узбекистан, были пожилые люди, а возможность их заражения коронавирусом высока. Кроме того, туристы такой категории приезжали в Узбекистан не индивидуально, а группой – в ближайшем будущем не рекомендуется собираться группами. Вообще, пожилые люди были самыми лучшими туристами в плане того, что они везде гуляли группами и совершали больше покупок.

Ко второй категории туристов, чаще всего посещающих Узбекистан, относились бэкпекеры, то есть молодые туристы. Они расходуют очень мало средств, и подсчитывают всё до копейки. Были даже туристы, приехавшие из Европы на велосипедах. После пандемии стоимость путешествий повысится, в результате эта категория туристов также будет не в состоянии приехать к нам.

Поскольку, если раньше недельный тур по Узбекистану стоил 2000 долларов, то теперь его цена может возрасти в два-два с половиной раза. В целях соблюдения требований социального дистанцирования, в самолётах будут размещать 1 человека на 9 местах, и, само собой, стоимость билета тоже значительно повысится. В течение следующих 18 месяцев самолётами будут летать только очень обеспеченные туристы.

«Внутренний туризм может послужить стимулом»

- Скоро наладятся и бизнес-командировки, так как для ведения бизнеса требуются передвижения. Внутренний туризм также может встать на ноги. После выхода из карантина откроется внутренняя часть страны. У нас 34 миллиона населения, и они будут куда-нибудь путешествовать, ведь есть те, кто накопил средства для поездки в Турцию, в Таиланд и другие зарубежные страны. Поэтому, если мы улучшим инфраструктуру внутреннего туризма, доход не заставит себя ждать.

Значит, Государственному комитету по развитию туризма в последующие 18 месяцев следует уделить максимальное внимание внутреннему туризму. Это может стать послужить хоть каким-то стимулом для внутреннего туризма, чтобы не закрылись кафе, рестораны, мелкие гостиницы, а специалисты в сфере туризма не переквалифицировались на другую работу.

«Другой путь – превратить Узбекистан в место отдыха для богатых туристов»

- Ещё одно предложение – диверсификация туризма. У нас стоимость билета высокая, по отношению к другим странам Узбекистан находится далеко, и нам следует превратить нашу страну в туристический объект для богатых туристов (luxury destination). Если приедет 1 миллион таких туристов, то они заменят 10 миллионов. Возможно, сегодняшняя ситуация – это прекрасная возможность для кардинального изменения системы. Как раз эти 18 месяцев – самое удобное время для таких преобразований.

Осуществить это совсем не сложно. Во-первых, качество гостиниц. В главных туристических центрах Узбекистана, Самарканде, Хиве, Бухаре нет пятизвёздочных отелей. Есть только в Ташкенте. Богатые туристы, естественно, будут требовать соответствующего обслуживания за те деньги, которые они заплатили. Не нужно, чтоб в пятизвёздочном отеле было много номеров. Маленький отель с высоким качеством обслуживания может достичь статуса пятизвёздочного.

При нынешних условиях у нас очень мало средств. И что же делать? Следует повысить качество обслуживания в отелях на 30 номеров, и таким образом можно превратить их в доходные места.

Что может сделать «Узбекистон хаво йуллари» для улучшения ситуации?

- Изучение международного опыта может дать свой эффект. К примеру, авиакомпания ОАЭ Emirates airlines до посадки пассажиров в самолёт применяет тест, определяющий наличие коронавируса в течение 15 минут. Для поездки в какую-либо страну нужно будет предъявить справку о сдачи теста, и вас не поместят на карантин. Стоимость тестов невысокая.

Применение этого опыта у нас могло бы способствовать тому, что у каждого туриста появится чувство уверенности. Если обернуть сидения в самолёте защитным покрытием, а сотрудники будут соблюдать санитарные правила, я вполне уверен, что мы достигнем долгожданного возвращения туристов в Узбекистан.

Существует большая разница между стратегией и тактикой. Стратегия предусматривает долгосрочное планирование развития в определённом направлении, тогда как тактика заключается в том, чтобы сделать один шаг к решению проблемы, сразу осуществить задуманное. Об этом следует подумать и нашей авиакомпании.

Кроме того, не следует забывать и о координации транспортной системы с новыми требованиями, повысить качество дорог.

Государственный комитет по развитию туризма сообщил о запуске онлайн-туризма в период пандемии

- Я прочёл об этом, и мне самому стало интересно. К сожалению, я так и не понял, что же включает в себя онлайн-туризм. Чёткое определение отсутствует. Если к каждому слову прибавить «онлайн», оно от этого не станет новинкой. Возможно, имелся в виду «виртуальный туризм».

В этой связи у меня есть предложение: сейчас все гиды в Узбекистане без работы. Нужно создать для них возможность допуска к достопримечательностям, в том числе к древним местам паломничества, и чтобы они оттуда выкладывали в социальные сети видео в прямом эфире. Если поставить цену за просмотр видео – 50 центов или 1 доллар, то для многих это недорого, и они с удовольствием посмотрят. Госкомтуризм мог бы создать свою интерактивную онлайн-платформу «Lifestream» с подобным контентом, с возможностью для туристов задавать гиду вопросы онлайн. Таким же образом можно показывать и труд ремесленников, с организацией онлайн-продажи их продукции. Конечно, невозможно в виртуальном режиме продать, скажем, лепёшки, но вполне реально написать книгу с рецептами.

Таким образом можно будет и виртуально заработать деньги, и подсознательно натолкнуть туристов на мысль, что они после карантина обязательно смогут приехать в Узбекистан.

Каким видам туризма следует уделить внимание для привлечения внутренних туристов?

- По окончанию карантина, вполне естественно, что многие будут очень осторожными, и по возможности, станут избегать многолюдных мест. Вы не сможете привлечь людей паломническим туризмом. А вот использование возможностей экотуризма может показать отличный результат. Если вы путешествуете на лоно природы, то нет необходимости в социальном дистанцировании. Людей там мало. В Узбекистане очень много природных ландшафтов, которые стоит посетить, но многие о них не знают. Следует широко разрекламировать такие места, создав книги, брошюры, специальные веб-сайты, а также создать удобную инфраструктуру для туристов.

Беседовала Мухаббат Мамирова
перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва.

Top