20:27 / 11.05.2020
4715
Эксперт рассказала, что делать родителям с оплатой за онлайн-обучение в частных образовательных учреждениях
Фото: Shutterstock

В Узбекистане правительство приняло ряд мер в рамках противодействия распространению коронавируса и его ликвидации.

После заявления в СМИ о первом случае заражения с 18 марта 2020 года сотрудники всех звеньев образовательной цепи были отправлены во внеочередной оплачиваемый отпуск. На онлайн-версию перешла традиционная система получения знаний.

Переход на дистанционное обучение организован в обязательном порядке, как в государственных, так и в негосударственных образовательных учреждениях. Стоит отметить, что сектор негосударственных образовательных учреждений, включающий дошкольные учреждения, частные школы, гимназии, лицеи, основная доля которых приходятся на столицу республики, разнообразен и широк.

Естественно, что многие родители задаются вопросом по поводу ежемесячной оплаты за онлайн-обучение в период карантинного режима. Ведь при оказании дистанционных услуг частные образовательные учреждения не несут расходы на питание, транспорт и индивидуальную работу с детьми.

В Агентство по защите прав потребителей продолжает поступать ряд обращений от родителей, которые выражают недовольство оплатой за онлайн-обучение в негосударственных образовательных учреждениях.

С целью предоставления дополнительной информации по данному вопросу Агентством подготовлена памятка потребителю в соответствии с нормами законодательства республики.

Памятка потребителю: оплата за онлайн-обучение в негосударственных образовательных учреждениях

В Узбекистане система образования состоит из государственных и негосударственных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами. Согласно статье 29 закона «Об образовании» органы государственного управления образованием контролируют соблюдение законодательства об образовании в негосударственных образовательных учреждениях.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров «Об организации деятельности государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан» создана Государственная инспекция по надзору за качеством образования, одними из основных задач которой являются:

- выдача лицензий негосударственным образовательным учреждениям Комиссией по лицензированию деятельности негосударственных образовательных учреждений Кабинета Министров Республики Узбекистан в качестве рабочего органа;

- проведение аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм.

Также в соответствии с пунктом 23 Положения о лицензировании деятельности в сфере оказания негосударственных образовательных услуг (приложение №1 к ПКМ №241 от 27.03.2018 г.) установлено, что контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется Государственной инспекцией по надзору за качеством образования, органами системы управления образования и другими компетентными органами в порядке, установленном законом.

Таким образом, на основании указанных законодательных актов требования о соблюдении государственных стандартов образования распространяются на все образовательные учреждения, в том числе и негосударственные. Также установлен уполномоченный орган, осуществляющий контроль за соблюдением данных норм, а также лицензионных требований при осуществлении образовательных услуг.

Негосударственные образовательные учреждения как субъект предпринимательства

Закон «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» гласит, что: субъекты предпринимательской деятельности вправе реализовывать свои товары (работы, услуги), отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно, исходя из конъюнктуры рынка или на договорной основе, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (статья 8); об обязательном выполнении обязательств, вытекающих из заключенных ими договоров, и соблюдении требования законодательства о конкуренции и о защите прав потребителей (статья 9).

Стоит отметить, что государственные органы, другие организации и их должностные лица не вправе вмешиваться в работу субъектов предпринимательской деятельности, осуществляемую в соответствии с законодательством (статья 34).

Если государственные органы и их должностные лица обнаружат нарушения законодательства в работе субъектов предпринимательской деятельности, они могут принять те меры, на которые уполномочены и которые прямо связаны с устранением конкретного нарушения. Государственные органы и их должностные лица не могут использовать факт наличия нарушения в качестве основания для вмешательства или ограничения иной законной деятельности субъектов предпринимательской деятельности.

Договор – гарантия прав и обязательств каждой из сторон

Как правило, между негосударственным образовательным учреждением и потребителем заключается договор, в котором оговариваются все условия, права и обязательства каждой из сторон. Договора на оказание услуг по образованию регулируются статьями 703-708 Гражданского кодекса Республики Узбекистан (ГК РУз), оплата услуг по договору – статьей 705 ГК РУз: заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, указанные в договоре возмездного оказания услуг.

Исходя из данных норм, организации, оказывающие услуги по образованию в частном порядке на основании полученной лицензии, делают это на основании договора и никто не вправе вмешиваться в данные договорные отношения, в том числе и государственные органы. Также в свою очередь субъекты предпринимательства в лице негосударственных образовательных учреждений обязаны исполнить обязательства, взятые на себя в соответствии с договором. При этом  цена по договору устанавливается самостоятельно. Но, как известно, у каждой организации имеется своя смета расходов, включающая в себя, как и процесс обучения, так и оказание услуг по питанию.

Исходя из этого, уместно сделать перерасчет путем заключения дополнительных соглашений, т.к. в данном случае обязательство по указанным в договоре услугам питания на сегодняшний день исполнить невозможно (в силу предпринятых обязательных мер со стороны государства.).

Кроме того, по аналогии с другими существующими договорами, в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) стороны освобождены от ответственности за неисполнение обязательств, как со стороны заказчика, так и исполнителя услуг. Как правило, в каждом договоре имеется глава, описывающая случаи форс-мажора.

Если в договоре об оказании образовательных услуг отсутствует положение о том, что договор действует при переходе обучения на дистанционный режим, то родители вправе обратиться с просьбой о заключении дополнительного соглашения об уменьшении размера оплаты за обучение. Образовательная организация, получив такое предложение, должна рассмотреть его и в установленный срок сообщить свое решение в письменном виде. При получении отказа родители вправе обратиться в суд за внесением соответствующих изменений.

В свою очередь Агентство по защите прав потребителей готово оказать содействие по нарушенным договорным обязательствам по оказанию услуг образования в соответствии с законом «О защите прав потребителей»:

- статьей 10 по соблюдению форм и порядка оплаты товаров (работ, услуг);

- статьей 19 по защите прав потребителя при нарушении условий договора о выполнении работы, оказании услуги;

- статьей 20 по имущественной ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги);

- статьей 21 по недействительности условий договора, ущемляющих права потребителя.

При этом особо хочется подчеркнуть, что продавец (исполнитель) не вправе настаивать на приобретении потребителем за плату дополнительных товаров или на предоставлении дополнительных услуг, а также взимать плату за неоказанные услуги.

Таким образом, в случае нарушения или обнаружения признаков нарушения вышеперечисленных норм законодательства Агентство по защите прав потребителей, исходя из своих полномочий, окажет содействие в решении возникших вопросов и противоречий, в том числе в области оказания услуг в сфере образования.

Нигора Асланова,
 главный юрисконсульт Агентства по защите прав потребителей

Top