Узбекистан | 19:19 / 21.05.2020
7037
12 минут чтения

Почему никто не предупредил об урагане 27 апреля? – комментарий ответственных лиц

Сильный ветер, пришедший с территории Туркменистана вечером 27 апреля, причинил большой ущерб нескольким регионам Узбекистана, особенно Бухарской области.

Ураганом снесло крыши домов, оборвало линии электропередач и газоснабжения. Вышли из строя каналы связи, поэтому тысячи людей остались без телефона и интернета.

В результате сильного ветра один человек погиб, 41 были ранены.

По данным оперативного штаба Бухарской области по определению урона и устранению последствий, была повреждена крыша 5293 объектов по области, 4800 из них – индивидуальное жильё.

В тот день по области было сломано или повалено 42 тысячи крупных деревьев. Причинён серьёзный ущерб оставленным под зданиями и деревьями 415 единицам автотранспорта юридических и физических лиц.

Стихийное бедствие обошлось государственному бюджету в сумму не менее 10 млн долларов. Кроме того, пропало почти 20 тонн урожая.

Корреспонденты Kun.uz получили комментарии от ответственных лиц по следующим вопросам. Почему о резких погодных изменениях 27 апреля не было объявлено заранее, по какой причине не предупредили население о том, что надвигается сильный ветер? Одним днём раньше – 26 апреля сильный ветер и резкое изменение воздушных потоков наблюдались на территории Хорезмской области. Почему оперативно не приняли никаких мер? Только после разгула стихии 27 апреля в Ташкенте сотрудники органов внутренних дел стали ходить по домам и предупреждать людей. Какие же выводы были сделаны из всего этого?

Мурод Садыков – руководитель информационной службы Министерства чрезвычайных ситуаций:

Мурод Садыков

- Обычно центр «Узгидрометеорология» 2 раза в день отправляет информацию об ожидаемой погоде в центр управления чрезвычайных ситуаций нашего министерства. 27 апреля в 07:21 в центр поступил прогноз погоды на тот день. В этом прогнозе не отмечалось, что ожидается сильный ветер, который может повлечь серьёзный урон. Было сказано только, что в горных районах республики будет ветер скоростью 7-12 метров в секунду. Ветер с такой скоростью – это обычное явление, он не причиняет никакого вреда.

Я не хочу тем самым винить центр «Узгидрометеорология». Как утверждают специалисты, в тот день погода резко изменилась. Сам я тоже специалист по погоде, и знаю, что иногда прогнозы, выполненные с помощью имеющихся в Узбекистане приборов, оказываются ошибочными. Да и во всём мире нет такого центра, точно предсказывающего погоду, и нет такого оборудования, с помощью которого можно прогнозировать на 100% верно.

27 апреля ветер был в два раза сильнее, чем ожидалось по прогнозам. Ураган, сформировавшийся у Каспийского моря и направившийся на юг, через Туркменистан пришёл в Алатский и Каракульский районы Бухарской области около 20:05 часов. В Алате и Каракуле скорость порывов ветра составляла 30 м/с, атмосферная влажность – 19,5 мм.

Вечером 27 апреля, в прогнозе, отправленном центром «Узгидрометеорология» в 22:00, отмечались резкие изменения погоды. Однако на тот момент ураган уже сделал своё дело. Сильный ветер, наблюдавшийся в Бухаре, Навои, Самарканде и Кашкадарье, к тому времени утих.

Если бы была возможность своевременно определить такие резкие изменения погоды, ураганный ветер, то центр «Узгидрометеорология» нам бы обязательно об этом сообщил, а Министерство чрезвычайных ситуаций с помощью СМИ, социальных сетей и других средств предупредило бы население об этом факте, воздействующем напрямую на жизнь и здоровье людей, и приложило бы все усилия, чтобы предотвратить причинённый урон.

На основании соответствующих нормативных документов МЧС, для предотвращения чрезвычайных ситуаций имеется система оповещения. В статье 4 закона «Об охране населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлены такие основные принципы охраны населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, как гласность и своевременное предоставление достоверной информации.

У нас есть нормы, при каких прогнозах погоды следует предупреждать или эвакуировать население. Согласно этим нормам, ожидаемая ситуация заносится в список чрезвычайных ситуаций, исходя из размера урона и материального ущерба, а министерством и ведомствами реализуются соответствующие меры по их предотвращению.

Подворный обход сотрудниками органов внутренних дел города Ташкента для предупреждения людей после урагана в Бухарской и Навоийской областях является мероприятием, осуществляемым МЧС совместно с МВД. Во время чрезвычайных ситуаций эти структуры всегда действуют совместно и координируют общую деятельность МЧС.

Несмотря на то, что в прогнозах на 28 апреля был зафиксирован сильный ветер на территории Ташкентской области и города Ташкента, фактически этого не произошло. Это ещё раз доказывает, насколько сложным процессом является точное предсказание погоды.

Что касается сильного ветра в Хорезмской области 26 апреля, действительно, в тот день на территории области скорость ветра была относительно выше, чем обычно, был гром. Однако это не повлекло за собой серьёзного урона. Если ответственные ведомства своевременно предупредят нас о погодных изменениях на уровне объявления чрезвычайной ситуации, предоставят необходимые сведения, то вся наша система будет мобилизована на предотвращение урона и спасение людей.

Малика Миржалолова – руководитель информационной службы центра «Узгидрометеорология» при Кабинете Министров:

Малика Миржалолова

- По данным метеорологических станций Узбекистана, в этих районах скорость ветра достигала 22-25 метров, в Каракульском районе (юг Бухарской области) – 30 метров, а в Навоийском районе – 35 метров в секунду.

Причиной данного стихийного бедствия послужил циклон, сформировавшийся над южной территорией соседнего государства. 27 апреля вечером холодный циклонный фронт переместился в примыкающие к Узбекистану юго-западные районы Туркменистана.

В зоне атмосферного фронта столкнулись два воздушных потока – горячего воздуха, нагревшегося днём до 34-37 градусов, и прохладного воздуха за холодным циклонным фронтом. Это создало все условия для сильного перемещения воздуха и привело к возникновению грозы и развитию порывов ветра.

Синоптики «Узгидромета» 27-29 апреля ожидали переменчивую погоду на территории Узбекистана – в прогнозах погоды отмечалось усиление скорости ветра до 15-20 метров в секунду, а местами ожидался дождь с грозой. В частности, в Бухарской и Навоийской областях эти события ожидались вечером 27 апреля и ночью 28 апреля. То есть, мы сообщили соответствующим ведомствам об усилении ветра. На большей части территории Узбекистана наблюдаемая скорость ветра составила 15-20 м/с. Однако, в отдельных районах Бухарской и Навоийской областей скорость ветра была выше, чем это прогнозировалось.

Можно ли заранее сделать прогноз о достижении ветром такой экстремальной скорости? К сожалению, все погодные явления, в том числе, опасные, заранее определить сложно. Очень нелегко прогнозировать быстро развивающиеся локальные (местные) явления, возникающие в одном месте и охватывающие небольшие территории.

За одним небольшим прогнозом погоды, объявляемом в СМИ, стоит большой труд. Погодные явления и изменения в них непрерывно наблюдаются каждые три часа. При подготовке прогнозов погоды специалисты нашего центра опираются не только на наши данные, но и на данные ведущих центров мира, данные, передаваемые искусственными спутниками.

Согласно расчётам мировых погодных центров, 27-28 апреля не ожидалось скорости ветра более 20 метров в секунду. Возможно, такой результат расчётов возник по причине недостаточного количества данных в период пандемии, поскольку во всём мире в этот период объём метеорологических данных уменьшился в несколько раз.

Как наблюдалось в Бухарской и Навоийской областях, скорость ветра достигала 30-35 метров в секунду – очень редкое явление на территории Узбекистана. Но этот случай нельзя отнести к аномальным. В частности, в 2019 году в Навои дважды отмечалось, что скорость ветра достигала 35 м/с. На Каракульской метеостанции зафиксировано, что в мае 1981 года скорость ветра составляла 40 м/с.

Следует также обратить внимание, что порывы ветра наблюдались также в районах, где нет метеостанции, поэтому они не были зафиксированы в истории метеонаблюдений.

Произошедший случай был всесторонне проанализирован специалистами. Если у нас появляются какие-то сведения о таких бурях, ураганах, мы сразу же сообщаем об этом в Министерство чрезвычайных ситуаций. Это никогда не скрывается и не удерживается в качестве конфиденциальной информации. Основной задачей «Узгидромета» является верное, точное, своевременное оповещение о происходящих погодных явлениях, по возможности, заранее. Предупреждение об ожидаемых погодных явлениях, резких изменениях входит в нашу первичную функцию.

«Сфера нуждается в модернизации»

Один из специалистов сферы побеседовал с корреспондентами Kun.uz и рассказал о некоторых проблемах, с условием неразглашения его имени. По его словам, технические, технологические и человеческие ресурсы центра «Узгидрометеорология» довольно ограничены. В системе не так много наблюдательных сетей и станций.

«Изначально в каждом районе должно быть по одной, а в районах с большой территорией – по несколько станций, исходя из количества населения. При этом следует учитывать изменчивость, характерные особенности климата на этой территории.

Есть такие регионы, в которых есть и горы, и равнины, и степи. При таких условиях одна станция не может точно определить погодные изменения на всех территориях. Однако, в Узбекистане есть и места, где вообще нет станций центра «Узгидрометеорология». Всего по республике имеется 83 станции» - сказал специалист.

Он подчеркнул также, что материально-техническая база центра и станций довольно устарела, система нуждается в модернизации.

«В 2018 году вышло постановление о модернизации центра «Узгидрометеорология», однако документ остался без исполнения. Для улучшения деятельности системы нужно большое количество современного оборудования, приборов, но они очень дорогие. Нужно поставить на всех территориях автоматические метеорологические станции, а для этого требуются большие средства.

В Узбекистане расчёты до сих пор ведутся людьми. В нашей стране есть автоматизированные станции, но по сравнению с другими государствами, их мало. И это не может не повлиять на качество работы» - говорит специалист с многолетним опытом в данной сфере.

По его словам, у работников этой системы очень маленькая зарплата: есть такие работники, которые трудятся за 800-900 тысяч сумов. А это намного ниже среднего показателя заработной платы в республике.

«Поэтому из-за низкой зарплаты хорошие специалисты сюда работать не идут, в данное время в сфере трудятся только очень преданные своей профессии люди, что же будет после них – неизвестно», - сказал наш собеседник.

Новости по теме