Узбекистан | 10:18 / 25.05.2020
4578
8 минут чтения

«Обучение детей всего Узбекистана - большая ответственность» - впечатления педагога, преподававшего на телевидении

Из-за пандемии дети по всему миру вынуждены получать образование дистанционно, на расстоянии. В школах Узбекистана четвертая четверть началась и закончилась в формате онлайн.

Шарофат Тошмирзаева

Чтобы не лишать учащихся школьного образования, в короткие сроки была организована трансляция телевизионных уроков.

В конце учебного года корреспондент Kun.uz побеседовал с одним из авторов этих телевизионных уроков - Шарофат Тошмирзаевой, которая преподавала в старших классах родной язык и литературу.

Шарофат Тошмирзаева – учитель родного языка и литературы высшей категории в государственной общеобразовательной школе с филологическим уклоном при Министерстве народного образования и Президентской школе в Ташкенте. Она поделилась с нами своими впечатлениями от процесса отбора и съемок учителей для телевизионных уроков, а также от учебного года, заканчивающегося онлайн.

Преподавателей для телевизионных уроков начали отбирать, как только был объявлен карантин

- Как учителя, меня порадовало, что ситуация была быстро взята под контроль после объявления карантина и закрытия школ. Школы были закрыты 16 марта, а уже 17 марта Министерством народного образования были собраны все квалифицированные учителя Ташкента.

На мой взгляд, возможности привлечь всех лучших учителей республики не было из-за карантинных ограничений.

После того, как была сформирована группа квалифицированных учителей, их, вновь после отбора, привлекли к проведению телевизионных уроков. Затем начался процесс съемок.

Мы сдали тесты на коронавирус и 18 дней жили в Президентской школе

- В первые же дни после приглашения для проведения телевизионных уроков, в Медиа-центре НТРК был организован первый месяц съемочного процесса. Поначалу я беспокоилась о том, что могу заболеть, из-за того, что постоянно езжу на телевидение снимать уроки. Хотя мы и были обеспечены медицинскими масками и защитными средствами, было немного не по себе.

Однако через некоторое время все, кто участвовал в съемках, прошли тест на коронавирус, и после того, как у всех был зафиксирован отрицательный результат, учителей поселили в Президентскую школу в Ташкенте, где начались съемки телевизионных уроков.

Съемочный процесс в Президентской школе длился около 18 дней. За это время учителя ни разу не возвращались домой. Все работали над уроками, не покидая здание.

Нам приходилось работать днем ​​и ночью, чтобы подготовить видеоформат материала для всей четвертой четверти. В некоторые дни мы успевали поспать всего 2-3 часа. Однако Министерство и Департамент народного образования города Ташкента, Агентство президентских школ (Агентство по развитию Президентских, творческих и специализированных школ при Кабинете Министров - ред.) помогали и создали все необходимые условия для работы учителей.

Критика в социальных сетях мотивировала нас работать над собой, быть внимательнее

- В ходе самого процесса также проходил отбор учителей. Например, некоторые испытывали трудности после 3-4 уроков, либо по какой-то другой причине отказывались проводить телевизионные уроки. Некоторые учителя были заменены другими учителями из-за ошибок, допущенных в их уроках.

Но другие учителя продолжали преподавать, работая над своими ошибками и наблюдая за процессом работы других опытных педагогов.

Наш министр, Шерзод Шерматов наблюдал за нашими уроками и помогал нам постоянно анализировать недостатки, которые нам нужно было доработать. Именно в такой форме мы переходили от урока к уроку, пытаясь преодолеть наши упущения.

Также были случаи критики некоторых телевизионных уроков в социальных сетях. Это побуждало нас работать над собой, быть внимательнее.

Проводить уроки перед камерой было нелегко

- Говорить перед камерой было немного сложно, хотя мы участвовали в съемках каждый день. Также накладывало дополнительную ответственность то, что уроки смотрели дети со всей страны.

Тревожили мысли: «Вдруг я ошибусь». Иногда мы даже обрывали свою речь или запинались во время занятий.

Но, я думаю, что мы преодолели эти недостатки с помощью режиссеров и операторов. Мы были очень довольны нашими последними уроками.

Нам было тяжело на телевизионных уроках, потому что мы привыкли проводить уроки в классе, с учениками, постоянно задавая и отвечая на вопросы друг друга. Это было особенно заметно в тех моментах, когда нужно было задавать детям вопросы по теме. Поскольку на вопрос нужно отвечать сразу после того, как он был задан, но в то же время ясно, что ответов не будет, так как учитель проводит урок в одиночестве.

В таких ситуациях, нужно красиво выходить из ситуации, и мы говорим: «Я уверена, вы нашли правильный ответ. Да, правильный ответ это...». Конечно, это может выглядеть немного неестественно. Но когда уроки были готовы, мы, чувствуя, что ученики смотрят на нас перед телевизором, пытались с ними общаться.

Камера - это не глаза наших учеников, она может приблизить к нам тысячи и миллионы учеников по всей стране, но недостаток естественности и тепла - все равно ощущается.

Конец этого учебного года отличается от предыдущих

- В конце учебного года мы всегда чувствовали любовь детей через их глаза. Но в конце этого учебного года нам не хватало такого ощущения.

В последний день съемок была также снята песня последнего звонка. В этом году вместо наших учеников, песню «Хайр мактабим»Прощай, моя школа» пели мы, учителя. К этой песне добавили ​​фразу «Ласточки онлайн-школы».

Тут в процессе съемок у нас на глаза навернулись слезы. Ведь мы впервые заканчиваем учебный год без учеников.

Даже если практика перехода учителей на онлайн-образование останется в и дальнейшем, мы все же хотим, чтобы ученики заканчивали учебный год вместе, в тот день, когда прозвучит последний звонок.

Общий вывод о телевизионных уроках

- Телевидение достигло тех регионов страны, где недоступен Интернет. Я думаю, что почти все ученики имеют возможность продолжить свое обучение по телевидению. Если они внимательно следили за уроками, они смогли освоить учебный план в соответствии с государственным стандартом образования.

Кроме того, к съемкам телевизионных уроков были привлечены опытные преподаватели. Я думаю, что их уроки были мастер-классами для многих учителей.

Почти по всем предметам была создана база наглядных пособий для четвертой четверти. В последующие годы она также может быть использована учителями в процессе объяснения тем уроков. Потому, что в учебниках существуют темы, которые трудно объяснить. Прежде чем перейти к таким темам, учителя искали материал, пытаясь найти более простые и наглядные способы объяснения. Это также станет опытом для молодых учителей.

На мой взгляд, эту практику можно продолжить даже после окончания периода карантина, создать базу данных телевизионных уроков, привлекая самых опытных учителей со всей страны.

Беседовала Зилола Гайбуллаева,

перевод: Вадим Султанов.

Новости по теме