Узбекистан | 21:51 / 05.06.2020
5311
11 минут чтения

Почему андижанским шелководам вовремя не выплатили деньги за выращенные коконы?

В Ферганской долине продолжается сезон сбора шелковичных червей. Издревле дехкане называли коконы «урожаем во время чилли (40-дневного летнего зноя)». Знатоки своего дела считают, что если урожай шелковичного сырья будет обильным, то это окажет положительное влияние на другие отрасли сельского хозяйства.

Выращивание шелковичных червей – очень тяжёлый труд. Шелковод ухаживает за греной в коробке, помещающейся на листе бумаги, и пока черви не обратятся в чудо, превращающее листья в шёлк, ему нет покоя почти целый месяц.

Сначала шелковичным червям нарезают тутовые листья, затем, постепенно, с черенками, а потом – с ветками. Черви, которых нужно кормить день и ночь – очень хрупкие создания. В помещении, где их выращивают, постоянно должна поддерживаться умеренная температура, туда не должны проникать различные насекомые.

Помещение для выращивания червей в обязательном порядке подлежит ремонту. Нарезать листья, отделять их от веток, собирать объедки корма шелкопряда, смешанные с помётом, проводить бессонные ночи за кормлением червей – всё это требует огромного труда.

Одно время в кишлаке не было ни одного дома, где бы не занимались выращиванием шелковичных червей. День сбора коконов превращался в большой праздник. Годового дохода за сезон коконов хватало и на строительство дома, и на свадьбу и её издержки.

Каково же положение шелководов сейчас? Согласно поступившим к нам обращениям, оно незавидное. Шелководы из районов Андижанской и Ферганской областей пожаловались, что не могут получить вовремя аванс в начале сезона, и деньги за коконы после сдачи урожая.

Шелководы из махалли Кушчинор Андижанского района, выращивающие шелковичных червей на дому, сказали, что кластер, куда они сдавали урожай коконов, вовремя им не заплатил.

До встречи с авторами обращения мы отправились в ООО «Андижон Агро пилла» - ответственную организацию за шелководство в Андижанской области.

ООО «Андижон Агро пилла»: «Надомникам платят зарплату по весу»

Мы пообщались о сезоне коконов в этом году с руководителем «Андижон Агро пилла» Якубжоном Расуловым и с агрономом Хуршидбеком Юсуповым. По их словам, в текущем году в области было выращено 49 400 коробок с шелковичным червем и намечено производство 2 717 тонн коконов.

«Между кластером-фермерским хозяйством и кластером-надомником заключается договор по выращиванию шелковичного сырья. Зарплата за урожай коконов, выращенных в фермерских хозяйствах, выплачивается в августе-сентябре, а надомникам платят наличные деньги при взвешивании сырья» - говорит агроном общества Хуршидбек Юсупов.

Руководитель «Андижон Агро пилла» Якубжон Расулов также подтвердил, что порядок выплаты денег за выращенное шелковичное сырьё именно таков.

В этом году с шелководами Андижана работают пять кластеров – совместное предприятие ООО «Andijan Silk Ko», общества с ограниченной ответственностью «Андижон-Ханой ипаги», «Харир тола», «Олтинкулнинг кумуш толаси» и «Сарфир саноат».

Суть жалобы надомников

Для встречи с шелководами, обратившихся к нам по поводу того, что они сдали сырьё в пункт приёма кластера и вовремя не получили деньги, мы направились на улицу Дунг махалли «Кушчинор» Андижанского района. Они выращивали червей по договору, заключённому с совместным предприятием ООО «Andijan Silk Ko».

«Стал надомником, вырастил корбку с червями. Мне сказали, что нужно сдать 58 кг коконов. Урожай был хорошим, 25 мая я сдал 75 кг коконов. Но деньги до сих пор не получил.

Они говорят: «Подождите». В прошлом году мы тоже целый месяц бегали, ходили в хокимият, и потом только получили деньги. Но в прошлом году не было карантина. А в этом году в условиях карантина у нас нет возможности найти другой источник дохода для пропитания.

Мы выращивали червей с большим трудом, день и ночь не отходили от них. За весь сезон никто нас даже не навестил.

Знаете, помещение, где выращивают червей, потом надо ремонтировать. Ну можно же вовремя заплатить деньги за наш нелёгкий труд. Каждый год они говорят: «Мы выплачиваем деньги прямо у весов». Однако опять всё то же самое» - говорит шелковод Акмалжон Каримов.

«Мы вырастили дома две коробки червей. 27 мая сдали в пункт приёма 120 кг шелковичного сырья. В качестве аванса нам дали по 250 тысяч за каждую коробку. Сказали, что когда черви подрастут, дадут ещё денег. Но на этом и всё. Когда мы сдавали коконы, в кластере нам сказали: «Мы не в курсе, когда дадут деньги».

Вот так каждый год с большим трудом выращиваем червей, а потом ходим и выпрашиваем свои же деньги. Мы обратились к вам за помощью, чтобы вовремя получить наши деньги за коконы» - говорит ещё один надомник Мухаммадкадыр Умрзаков.

Как обстоят дела на предприятии по приёму и переработке коконов Андижанского района?

Затем мы отправились в пункт приёма сырья совместного предприятия «Andijan Silk Ko» Андижанского района, куда авторы обращения сдавали коконы.

Здесь очередь небольшая, но каждые десять минут какой-нибудь шелковод приносит урожай и взвешивает его.

Ответственные лица, а именно, агроном и весовщик предприятия, заявили, что не могут ответить на наши вопросы, и сказали, чтобы мы позвонили бухгалтеру, он скоро придёт и всё нам разъяснит.

Примерно через час явился бухгалтер, представившийся Сардорбеком Анорбоевым. Мы спросили у него, почему надомники вовремя не получают деньги за свои коконы. На предприятии мы были 30 мая – прошло уже пять дней после сдачи коконов авторами обращения.

«Говорят, что «деньги за коконы выплачиваются у весов», но мы ведь не можем сразу определить сорт коконов. Поэтому в течение одного дня проводятся лабораторные анализы коконов. Когда анализы будут готовы, тогда и выплатим деньги. У нас наличные всегда наготове» - сказал бухгалтер.

Для внесения ясности в проблему, мы начали сопоставлять квитанции «Документа приёма» о сдаче шелковичного сырья авторами обращения, с тетрадью приёма предприятия.

Действительно, в тетради сводки зарегистрировано, что обратившийся к нам Акмалжон Каримов, 25 мая сдал 75,5 кг коконов, и другие шелководы тоже сдавали. Бухгалтер не разрешил фотографировать эту тетрадь.

Мы обратились к бухгалтеру с вопросом: «Прошло столько дней. Почему вы не заплатили деньги надомникам?», на что он ответил нам: «Они и не спрашивали. Если бы пришли, я выдал бы деньги».

Мы предупредили бухгалтера о том, что записываем его слова на диктофон, и задали ему ещё несколько вопросов.

- К какому сорту относятся коконы обратившихся к нам надомников согласно лабораторным анализам, и сколько денег они должны получить? Покажите нам, пожалуйста, эти документы.

- Эти сведения находятся в компьютерной базе. Сейчас показать не могу. Потому что мой компьютер дома. Нужно его принести.

- Сколько всего есть надомников? Вы вовремя выплачиваете им деньги?

- Есть 1200 надомников. 60 процентов уже получили деньги за коконы, которые они сдали.

- Можем ли мы увидеть платёжную ведомость с деньгами, выплаченными надомникам?

- Ведомостей здесь нет, они у меня дома. Сейчас показать не могу. Приходите через 3-4 часа, я принесу их из дома, и вы ознакомитесь.

Короче говоря, мы так и не получили от бухгалтера внятного ответа о том, почему же всё-таки не выплачиваются деньги шелководам.

Подумать только, рабочий компьютер, подключённый к базе, и ведомости о выплате надомникам денег, находятся у бухгалтера дома. Отговорки, в которые невозможно поверить.

3 июня Мухаммадкодир Умрзаков и Акмалжон Каримов снова ходили за своими деньгами. И на этот раз их жалобы слушать никто не стал.

По вопросам оплаты выращенных коконов к нам поступили обращения также из Асакинского и Алтынкульского районов Андижанской области. У обратившихся к нам 25 мая надомников из Алтынкульского района Равшана Ахмедова и Валижона Вахидова тоже возникли проблемы с невыплатой денег за коконы, которые они сдали. После того, как мы уведомили об этом руководителя ООО «Андижон Агро пилла», проблема сразу же была решена.

10 граждан, занимающихся выращиванием шелковичных червей в махалле «Шойимбек» Фуркатского района Ферганской области тоже обратились к нам. Они недовольны оплатой за выполненный труд. Но об этом мы поговорим подробно в следующей статье.

Шелководство Узбекистана, его сегодняшний день, нуждаются в глубоком анализе и обсуждении проблем. В данной статье мы лишь остановились на явных недостатках в отрасли. Поскольку в ходе изучения проблем у нас не получилось собрать материал о порядке оплаты труда за коконы, об отношениях между предприятием и шелководом, об условиях договора между поставщиком сырья и покупателем.

Мы ещё обязательно вернёмся к этой теме.

Элмурод Эрматов,
корреспондент Kun.uz в Ферганской долине

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Новости по теме