19:20 / 05.06.2020

Российские ученые реконструировали мозг динозавра, найденного в Узбекистане

Палеонтологи из Санкт-Петербурга создали первую подробную виртуальную 3D-модель мозга и кровеносных сосудов головы анкилозавра – травоядного динозавра, фрагменты черепа которого были найдены в Узбекистане.

Фото: Ivan Kuzmin et al., 2020

Результаты исследования опубликованы в журнале Biological Communications, пишет РИА Новости.

Авторы исследовали фрагменты ископаемых черепов анкилозавра Bissektipelta archibaldi, обнаруженные во время серии международных экспедиций в конце 1990-х и начале 2000-х годов в местности Джаракудук в пустыне Центральный Кызылкум в Узбекистане.

Этот район известен многочисленными находками окаменелостей различных представителей древней фауны возрастом около 90 миллионов лет – динозавров, птерозавров, крокодилов, птиц, млекопитающих и других позвоночных.

Палеонтологам из Санкт-Петербургского университета вместе с коллегами из Зоологического института РАН и Национального музея естественной истории Смитсоновского института США удалось по трем фрагментам черепа сделать первую в России трехмерную компьютерную реконструкцию эндокаста динозавра – цифровой слепок его мозга.

Биссектипельт – травоядный динозавр, чем-то похожий на современного броненосца. Он был покрыты толстой броней, а иногда даже имел костяную булаву на хвосте. Ученые выяснили, что динозавр имел чрезвычайно развитое обоняние и слышал низкочастотные звуки. Его мозг был в полтора раза меньше, чем у современных животных того же размера, и обладал функцией охлаждения.

«Благодаря развитию за последние 15–20 лет компьютерной томографии мы получили возможность больше и больше узнавать о мозге динозавра и его структуре, – приводятся в пресс-релизе Санкт-Петербургского университета слова ведущего автора статьи Ивана Кузьмина. – Мы решили переописать Bissektipelta archibaldi, и нам удалось выяснить его место на филогенетическом дереве анкилозавров. С помощью КТ была выполнена трехмерная реконструкция эндокаста его полости мозга. Важно понимать, что цифровой «состав» мозга – это еще не сам мозг».

После кропотливой работы, которая длилась три года, ученым удалось выяснить, что значительная часть мозга Bissektipelta archibaldi – около 60 процентов объема полушарий – была занята обонятельными луковицами. По мнению авторов, это помогало животному искать еду, представителей противоположного пола и вовремя чувствовать приближение хищников. Обоняние у биссектипельта было почти таким же хорошим, как у знаменитого хищника Tyrannosaurus rex, у которого обонятельные луковицы занимали 65-70 процентов объема больших полушарий мозга.