17:52 / 08.06.2020
10296

«То, что дозволено Юпитеру…». Внушительные здания в самом сердце Ташкента приватизируются по нулевой цене без каких-либо тендеров

Многоэтажное здание, расположенное на пересечении проспекта Амира Тимура и улиц Бухара и Нуронийлар, позади «Дома печати», а также бывший Концертный зал имени Свердлова по улице Бухара 10 в Ташкенте, напрямую, без какого-либо тендера передаются ООО «Forsa Barsa» по нулевой стоимости.

Как стало известно Kun.uz, ​​ООО «Форса Барса» приняло обязательства в течение 5 лет после приобретения этих зданий, инвестировать в объекты 15 миллионов долларов и полностью завершить их реконструкцию. Кроме того, данное ООО должно организовать гастрольные и концертные мероприятия на базе объектов и создать не менее 150 новых рабочих мест.

Здание по адресу: Ташкент, улица Бухара 10.

В 1995 году по решению Кабинета министров бывшее здание концертного зала имени Свердлова было выделено для размещения республиканской биржи недвижимости и фондовой биржи. В последние годы в здании находилась Ташкентская фондовая биржа.

В соответствии с постановлением Президента Узбекистана от 31 мая 2017 года «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию сферы культуры и искусства» здание должно было отойти государственному учреждению «Узбекконцерт». Рядом с ним располагаются ЦУМ, Большой театр имени Алишера Навои и другие культурные объекты. В связи с этим, решение создать в здании концертный зал, где будут представлены выступления академических коллективов - было вполне логичным.

По данным Госкомстата, основной деятельностью ООО «Forsa Barsa» является производство макаронных и аналогичных мучных изделий. То есть компания не занимается деятельностью, близкой к сфере культуры и искусства. Одним из учредителей компании является Мубин Утбосаров, чья доля в уставном капитале составляет 97%.

Также, согласно открытой информации в Интернете, Утбосаров является одним из членов наблюдательного совета акционерного коммерческого банка с иностранным капиталом «Савдогар». Он представлен в совете в качестве представителя СП «Dinus Non». Основным видом деятельности «Dinus Non» является производство хлеба, кондитерских и хлебобулочных изделий.

Среди учредителей СП «Dinus Non» - Хабибулло Юлдашев (доля в уставном капитале 22,1%), который упоминается в других источниках в качестве заместителя директора СП «Dinus Non» в качестве члена наблюдательного совета совместного предприятия «Хорезм Сахар». В составе исполнительного органа сахарного завода упоминаются также Эгамберган Уробоев, Федор Ким и глава исполнительного органа Фазлиддин Сирожиддинов, все они также являются членами наблюдательного совета акционерного коммерческого банка с иностранным капиталом «Савдогар». Всех их также объединяет Ассоциация инвесторов «Илк плюс».

Статья 3 Закона «О разгосударствлении и приватизации» определяет следующие основные принципы разгосударствления и приватизации:

  • равенство прав граждан на получение доли собственности, подлежащей безвозмездной и возмездной приватизации;
  • гласность, государственный и общественный контроль за реализацией мероприятий по разгосударствлению и приватизации;
  • соблюдение требований законодательства о конкуренции.

Однако проект правительственного документа о приватизации этих объектов не был представлен общественности и принят кулуарно.

Кроме того, в соответствии с требованиями статьи 12 Закона «О конкуренции», органам государственного управления и органам государственной власти на местах запрещается необоснованно предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам льготы, преференции и привилегии, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на товарном или финансовом рынке.

В соответствии с «Положением о порядке реализации объектов государственной собственности по «нулевой» выкупной стоимости с условием принятия покупателем инвестиционных и социальных обязательств» утвержденным Кабинетом министров от 6 октября 2014 года № 279, подобная реализация возможна на конкурсной основе с принятием соответствующих инвестиционных и социальных обязательств.

На деле же ожидается, что государственная собственность будет передана напрямую частному лицу без какой-либо конкуренции.

Вывод из всего этого заключается в том, что при приватизации любого государственного имущества вся информация о его покупателе должна раскрываться в деталях. Целесообразно также прозрачная реализация имущества через тендер. А вот передача государственной собственности по «нулевой» выкупной стоимости с размытой формулировкой «инвестиционных обязательств» похоже, просто на просто, на предательство народных интересов. Кроме того, никто не может гарантировать, что в этом случае нет признаков коррупционной составляющей.

Алишер Рузиохунов,

перевод: Вадим Султанов

Top