Узбекистан | 17:21 / 30.06.2020
6277
7 минут чтения

Противодействие коррупции: мировой опыт и возможности его применения в Республике Узбекистан

Борьба с коррупцией во всех сферах общества определена как один из основных приоритетов Стратегии развития Узбекистана на 2017-2021 годы.

25 января 2020 года в послании к Олий Мажлису президентом инициировано создание независимого антикоррупционного органа, подотчетного парламенту и Президенту.

Следует отметить, что на начало 2020г. в более чем 170 государствах мира функционируют специализированные органы в сфере противодействия коррупции.

Одним из первых специализированных органов по борьбе с коррупцией является Бюро по расследованию случаев коррупции Сингапура учрежденное в 1952г.. Позже были созданы Центральный комитет бдительности Индии (1964 г.), Комиссия по борьбе с коррупцией Азербайджана (2004 г.), Совет по борьбе с коррупцией Грузии (2008 г.), Комиссия по борьбе с коррупцией и гражданским правам Республика Корея (2008г.) и др.

Создание антикоррупционных органов позволило ряду стран сформировать действенные системы противодействия коррупции, значительно усилить эффективность государственного управления, оптимизировать функции по осуществлению государственного контроля и надзора за деятельностью правительственных учреждений.

Специализированные органы по борьбе с коррупцией функционирующие в мире можно условно разделить на три основные модели:

многоцелевые агентства по борьбе с коррупцией (Сингапур, Литва, Латвия, Сербия, Казахстан, Молдова, Франция и др.);

учреждения с полномочиями правоохранительных органов (Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Норвегия, Румыния, Польша, Украина и др.);

институты по предупреждению коррупции, осуществляющие общее руководство и координацию деятельности правоохранительных органов (Албания, Аргентина, Азербайджан, Болгария, Вьетнам, Грузия, КНР, Хорватия, Словения и др.).

При этом следует также следует учесть, что в ряде зарубежных стран с 90г. прошлого века в системе органов прокуратуры и других правоохранительных органов были созданы специализированные подразделения по противодействию коррупции (Испания, Молдова, Франция, Швеция и др.) осуществляющих как выявление, уголовное преследование так и расследование уголовных дел коррупционной направленности.

Многоцелевые агентства по борьбе с коррупцией выполняют задачи по ведению следственной деятельности, разработке политики в сфере борьбы с коррупцией, аналитической деятельности, помощи в предупреждении преступлений, взаимодействию с гражданским обществом, сбору и анализу информации, мониторингу за ходом выполнения программы по борьбе с коррупцией.

Специализированные антикоррупционные учреждения с полномочиями правоохранительных органов осуществляют как выявление, так и уголовное преследование должностных лиц, совершивших коррупционные правонарушения, возврат имущества, добытого преступным путем.

Третья и наиболее распространенная модель включает в себя учреждения, чьей целью является предотвращение случаев коррупции. На практике превентивные и координирующие функции либо объединяются в одном органе, либо возлагаются на разные органы. Советы (комиссии, комитеты) по координации работы в сфере борьбы с коррупцией, как правило, объединяют представителей различных государственных учреждений, занимающихся антикоррупционной работой. Это могут быть структуры с представительством как на высоком, так и на рабочем уровне. Они также часто включают в себя представителей неправительственного сектора (неправительственные организации, представителей научных кругов и бизнеса, экспертов, международных организаций и т. д.).

Специализированные институты по предупреждению коррупции (Антикоррупционный совет Грузии, Национальный совет Украины по антикоррупционной политике, Комиссия при президенте Республики Казахстан по вопросам противодействия коррупции, Рабочая группа Совета безопасности Киргизстана по контролю за реализацией Государственной антикоррупционной стратегии, Национальный совет Таджикистана по противодействию коррупции, Совет по антикоррупционной политике Армении, Комиссия по борьбе с коррупцией Азербайджана и др.) наделены полномочиями по определению приоритетов и координации деятельности правоохранительных органов, осуществлению мониторинга противодействия коррупции на центральном, региональном, местном и ведомственных уровнях.

В условиях Узбекистана где целостная система противодействия коррупии только формируется, создаются правовые основы прохождения государственной гражданской службы, декларирования должностными лицами активов, доходов, крупных расходов и интересов, установления исчерпывающего перечня запретов и ограничений в отношении государственных служащих, внедряются ведомственные системы противодействия коррупции, кардинально пересматривается уголовное, уголовно-процессуальное законодательство в части усиления ответственности должностных лиц за коррупционные правонарушения, осуществляются институциональные преобразования в системе правоохранительных и судебных органов, совершенствуется этические стандарты поведения государственных служащих и др., целесообразным представляется создание независимого специализированного антикоррупционного органа наделенного полномочиями по общей превенции коррупционных правонарушений.

В этой связи следует основываться на опыте ряда стран, прошедших путь от создания превентивно-координирующих антикоррупционных органов до создания специализированных многоцелевых агентств по борьбе с коррупцией (в Казахстане в 2019г. на базе Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции создано Агентство противодействия коррупции, в Республике Корея в январе 2020г. помимо Независимой комиссия по борьбе с коррупцией и правам человека создано Независимое агентство по расследованию коррупционных преступлений среди высокопоставленных должностных лиц Корея, во Франции на базе Центральной службы по предупреждению коррупции в 2016г. создано Антикоррупционное агентство Франции (АFА) и др.).

Специализированный орган по борьбе с коррупцией должен иметь четкую законодательную базу, определяющую его статус, цели и задачи, процедуры взаимодействия с другими структурами (особенно правоохранительными и контрольными органами), механизмы взаимодействия с институтами гражданского общества, процедуры обеспечивающие его независимость и подотчетность.

При создании соответствующих органов следует учесть опыт ряда зарубежных стран, когда поспешное создание антикоррупционных органов, без соответствующих институциональных и правовых преобразований привело в свое время к конфронтации и прямым конфликтам между правоохранительными органами и антикоррупционными агентствами (Индонезия, Украина, Румыния, и др.) когда правоохранительные органы были заинтересованы в завышении или занижении показателей коррупционной преступности, а агентства были ориентированы на минимизацию уровня распространения коррупционной преступности.

Исмаилов Б.И, Начальник НОЦПК
Академии Генеральной прокуратуры
Республики Узбекистан, д.ю.н.

Новости по теме