«Пример единства и слаженной работы»: Наталья Герман о новой идентичности в Центральной Азии
Лидеры стран Центральной Азии демонстрируют твердую политическую волю и приверженность принципам добрососедства и урегулирования конфликтных ситуаций мирными средствами. О том, что побудило страны региона объединить усилия и сплотить позиции в интервью Kun.uz рассказала специальный представитель Генерального секретаря ООН, глава Регионального центра ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии (РЦПДЦА) Наталья Герман.
– Как Вы оцениваете процессы трансформации, происходящие в Центральной Азии последние несколько лет в плане регионального сотрудничества? Какие вопросы требуют более пристально внимания?
– В Центральной Азии заметно усиливается тенденция регионального сотрудничества и укрепления добрососедских отношений с акцентом на экономическую взаимодополняемость и культурно-цивилизационную близость государств региона. В условиях спада экономической активности в последствие глобальной пандемии и сохраняющейся угрозы распространения коронавируса, положительная динамика сотрудничества и взаимодоверие несомненно позволили странам региона обеспечить необходимые и безопасные корридоры для передвижения через государственные границы стратегически важных товаров как продовольствие, гуманитарная помощь, лекарства и медицинские принадлежности, энергоресурсы и др. Этот пример единства, солидарности и слаженной работы в период серьезных вызовов достоин изучения, подражания и, его необходимо закрепить международными нормативными документами для устойчивого реагирования в аналогичных и более сложных сиутациях в будущем.
РЦПДЦА в рамках своего мандата тесно взаимодействует со странами Центральной Азии в поиске взаимоприемлемых и долгосрочных решений. В этом контексте, внешнеполитические инициативы всех государств Центральной Азии, демонстрирующие приверженность принципам добрососедства и урегулирования конфликтных ситуаций мирными средствами, в значительной степени созвучны задачам центра. Идея превентивной дипломатии является все более востребованной государствами региона, что позволило РЦПДЦА разработать и запустить ряд новых инициатив.
Ведется активная работа по содействию усилиям стран в области реагирования на угрозы терроризма и экстремизма посредством выполнения совместного плана действий по реализации глобальной контртеррористической стратегии, развития сотрудничества в области охраны окружающей среды, использования и управления трансграничных водных ресурсов, вовлечения женщин в предотвращение и урегулирование конфликтов.
Хотелось бы особо отметить инициативу центра «Академия превентивной дипломатии» в целях содействия трансграничному диалогу и культуры предотвращения среди молодежи в приграничных регионах Центральной Азии и Афганистана. Благодаря поддерже политических руководств стран, в первые за годы независимости у молодежи трансграничных регионов появилась возможность общаться напрямую с официальными лицами высокого уровня в рамках повестки дня ежегодных встреч заместителей министров иностранных дел стран Центральной Азии и Афганистана, которые организовывает Региональный Центр.
– Состоялись уже две консультативные встречи глав государств Центральной Азии. Насколько, по Вашему мнению, они продемонстрировали свою востребованность и эффективность?
– Высокая трибуна ООН продолжает служить платформой для ее государств-членов для выработки национальных и региональных решений с глобальным влиянием. В этой связи, подчеркиваю важность продолжения совместной деятельности во исполнение идей, озвученных в речи президента Узбекистана на 72-й сессии ГА ООН 2017 года. В рамках совместной работы в Самарканде в ноябре 2017 года под эгидой ООН была организована международная конференция высокого уровня по Центральной Азии с итоговыми предложениями, в том числе, принятие специальной резолюции Генеральной Ассамблеи в поддержку усилий государств Центральной Азии по обеспечению безопасности и укреплению регионального сотрудничества. Президент Шавкат Мирзиёев также предложил регулярные консультации лидеров стран Центральной Азии. В Астане (2018г.) и Ташкенте (2019г.) уже состоялись плодотворные саммиты. Следующая встреча на высшем уровне пройдет в Кыргызстане в 2020 году.
Запуск регулярных консультативных встреч глав государств Центральной Азии, на мой взгляд, является своевременным и отражает искреннее стремление народов расширять партнерские отношения, укреплять дружбу и добрососедство и совместно решать общие проблемы. Благодаря политической воле и совместным усилиям лидеров стран Центральной Азии, многие сложные и противоречивые вопросы были решены. В то же время нынешние условия быстро меняющейся ситуации в мире, обострение угроз безопасности и усиление факторов, негативно влияющих на стабильное развитие, требуют укрепления партнерских отношений, основанных на взаимном доверии и согласовании общего видения многостороннего сотрудничества в Центральной Азии.
– Какое будущее у подобного формата?
– Ташкентский саммит продемонстрировал, что лидеры стран Центральной Азии вступили в качественно новый этап развития регионального диалога на высшем уровне. Они подтвердили твердую политическую волю и приверженность государств Центральной Азии укреплению доверия и добрососедства в регионе. Главы государств констатировали совпадение оценок и близость позиций в отношении региональной и международной повестки дня. Было подчеркнуто, что общая история и культура, религия, менталитет, духовные и моральные ценности и традиции, а также крепкая дружба служат мощной основой для тесного и взаимовыгодного сотрудничества государств Центральной Азии, для благополучия и процветания народов.
ООН через РЦПДЦА на протяжений нескольких лет является надежным партнером в поддержании совместных усилий стран в интересах обеспечения мира и стабильности в Центральноазиатском регионе. Мы приветствуем положительную динамику регионального сотрудничества, кульминацией которой становится ежегодное консультативное совещание глав государств Центральной Азии и итоговое совместное заявление, как компас для международного сообщества в выстраивании взаимоотношений с регионом. РЦПДЦА продолжит работу по содействию данному процессу посредством совместной организации экспертных форумов по Центральной Азии, результатом которых являются рекомендации экспертного сообщества региона для повестки дня консультативных совещаний на высшем уровне.
– Какие еще региональные механизмы могут быть использованы для построения устойчивого региона?
– Мы видим постоянно укрепляющийся дух добрососедских отношений и растущее общее понимание необходимости большей региональной политической и экономической взаимосвязи. На мой взгляд, видение региональных лидеров – превращение Центральной Азии в зону мира, стабильности и устойчивого развития – идеально соответствует новой идентичности региона.
Для достижения этой благородной цели, приоритеты можно было бы сформулировать по следующим направлениям: расширение внутрирегиональной торговли, развитие транспортно-коммуникационной инфраструктуры, позволяющей региону использовать транзитный потенциал и выход на глобальный рынок; сотрудничество в области предупреждения терроризма, насильственного экстремизма; завершение делимитации границ и совершенствование практики обеспечения безопасности границ и управления ими для получения выгоды от свободного передвижения людей, товаров и услуг; сотрудничество по общим вопросам взаимосвязи между водой, энергией и сельским хозяйством для получения выгоды от эффекта масштаба; продолжение совместных усилий по смягчению последствий высыхания Аральского моря; поддержание добрососедских отношений, основанных на культурно-цивилизационной близости.
Как показывает опыт РЦПДЦА, политическая воля к региональному сотрудничеству является одной из предпосылок прогресса в совместной ликвидации проблемных ситуаций, создании благоприятных условий для всеобъемлющего и устойчивого развития. Существует глубокая взаимосвязь и взаимозависимость между принципами предотвращения конфликтов, укрепления мира и безопасности и достижения устойчивого развития. Своевременная реакция и понимание этого важнейшего соотношения побудили объединить усилия и сплотить позиции стран Центральной Азии в обеспечении долгосрочного мира, стабильности и безопасности.
Мы также наблюдаем активизацию сотрудничества стран региона в рамках таких региональных организаций СНГ, ШОС, СВМДА, Совет тюркоязычных государств в целях укрепления взаимодействия в финансово-инвестиционной, транспортно-коммуникационной, промышленной, энергетической, научно-технической и культурно-гуманитарной сферах. Особое внимание уделяеться использованию возможностей и преимуществ цифровых технологий в достижении задач по устойчивому и стабильному развитию региона.
– На повестке давно стоит вопрос установления мира в Афганистане и вовлечение страны в региональные процессы. Поддержка данной вовлеченности, по Вашим словам, является одним из основных приоритетов для Регионального центра. Какие перспективы есть в этом направлении сегодня и к чему приведет возможное вхождение талибов в афганское правительство?
– События в Афганистане, особенно в провинциях, граничащих с Центральной Азией, оказывают влияние на мир и стабильность в более широком регионе. Принимая во внимание региональные инициативы с участием Афганистана, которые могут способствовать стабильности, сотрудничеству и устойчивому развитию, государства Центральной Азии организовали множество практических мероприятий.
Будучи первой страной Центральной Азии, избранной на непостоянный состав Совета Безопасности, Казахстан инициировал специальное заседание Совета Безопасности по новому партнерству, сформированному между Афганистаном и Центральной Азией в январе 2018 года. Узбекистан в сотрудничестве с правительством Афганистана созвал конференцию по Афганистану «Мирный процесс, сотрудничество в области безопасности и региональное взаимодействие» в марте 2018 года, в результате которого была принята Ташкентская декларация в поддержку усилий государств Центральной Азии по продвижению мирного процесса и социально-экономического развития Афганистана и их участия в региональных политических и экономических процессах.
Многие другие важные инициативы и крупные инфраструктурные проекты региона, такие как трубопровод Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ), линия электропередач CASA-1000 и проект железной дороги Туркменистан-Афганистан-Таджикистан также направлены на то, чтобы поддержать Афганистан. Также, государства Центральной Азии очень активно оказывают гуманитарную помощь Афганистану. Многие школы и больницы, особенно на севере Афганистана, были построены с помощью государств Центральной Азии.
Вот уже третий год подряд Афганская сторона является участником ежегодных встреч заместителей министров иностранных дел стран Центральной Азии, созываемой РЦПДЦА для обзора региональной ситуации и определения приоритетных направлений совместной работы в интересах мира и безопасности в обширном регионе Центральной Азии.
– В июне вторая годовщина принятия резолюции Генассамблеи ООН «Укрепление регионального и международного сотрудничества в целях обеспечения мира, стабильности и устойчивого развития в Центральной Азии». Какое практическое значение имеет этот документ для стран региона?
– Важно напомнить, что ООН – это объединение суверенных государств, и его эффективность и действенность, зависят от общей позиции, которую страны-участницы создают между собой. И настоящая резолюция не является исключением. С 1992 года независимые страны Центральной Азии были привержены достижению великих целей Устава ООН, продемонстрировали политическую зрелость и единство, чтобы избежать открытых конфронтаций как своего ценного вклада в поддержание международного мира и безопасности.
Как свидетельство, в резолюции Ассамблеи международным сообществом были признаны многочисленные инициативы стран Центральной Азии по укреплению регионального сотрудничества и стабильности, а также поддержаны их усилия по содействию миру и развитию в Афганистане. Среди них можно отметить: i) создание зоны, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии в качестве эффективной меры по достижению мира, свободного от ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения; ii) принятие первого регионального Совместного плана действий по осуществлению Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций в Центральной Азии и Ашхабадской декларации; и iii) провозглашение периода 2018-2028 годов Международным десятилетием действий «Вода для устойчивого развития».
В Резолюции отмечена важная роль Регионального Центра по содействию обеспечения мира, стабильности, безопасности и процветания в регионе.
В рамках своей нынешней программы преобразований система ООН стремится стать более гибкой, последовательной и эффективной, чтобы соответствовать целям и соответствовать ожиданиям государств-членов в решении существующих и возникающих проблем в области мира, безопасности, прав человека и всестороннего развития. Эта тенденция подкреплена уделением большего внимания упреждению и предотвращению, а также растущем признанием тесной связи между поддержанием мира и устойчивым развитием в международном сообществе. В ответ на резолюцию ГА по Центральной Азии система ООН вместе с заинтересованными региональными, международными и донорскими партнерами готова содействовать осуществлению далеко идущих мероприятий, намеченных правительствами и народами Центральной Азии в поддержку приоритетов регионального сотрудничества и устойчивого развития.
Новости по теме
18:34 / 16.10.2024
Долги государств достигают 100 триллионов долларов. Какова ситуация в Центральной Азии?
12:32 / 11.10.2024
Турция меняет термин «Центральная Азия» на «Туркестан»
11:16 / 14.08.2024
Узбекистан несет особую ответственность за будущее ЦА - Абдулазиз Камилов
10:12 / 10.08.2024