Узбекистан | 19:52 / 28.07.2020
5249
7 минут чтения

Необходимость продления карантина, переподготовка врачей и допущенные ошибки – беседа с Хабибулло Окиловым

Мы побеседовали с ректором Ташкентского института повышения квалификации врачей, членом штаба по борьбе с коронавирусом, профессором Хабибулло Окиловым, о причинах продления срока карантинных ограничений, о недостатках, допущенных во время периода противодействия пандемии, о врачах, проходящих переподготовку, и на другие темы.

Фото: KUN.UZ

- Хабибулло Атауллаевич, была ли необходимость в продлении срока карантинных ограничений? Может быть, оправдало бы себя смягчение ограничений, тем более что люди привыкли носить маски и беречь себя?

- Однозначно, необходимость была. Давайте правильно поймём одну вещь. Карантин не лечит болезнь. Эта мера предотвращает резкое увеличение распространения вируса. В период карантина мы постараемся разорвать цепочку заражений. Вот, например, по субботам и воскресеньям, на улицах почти нет машин. Это свидетельствует о том, что люди мало выходят на улицу, практически не встречаются друг с другом, ограничивается возможность инфицирования.

Во-вторых, именно во время таких ограничений система медицины сможет немного «прийти в себя», восстановится, наберёт сил, и снова продолжит бороться.

Верно, наш народ устал. Очень много тех, кто сидят дома и остались без дохода. И глава государства, и правительство, и мы всё это прекрасно понимаем. Но если сейчас мы ослабим карантин, то ситуация может полностью выйти из-под контроля. При этом многие врачи стали выходить из строя, не хватает мест, а самое трудное – количество заболевших резко увеличивается. А этого допускать нельзя.

- Ведётся широкая пропаганда по привлечению врачей на работу. Но опубликованные телефоны либо не работают, либо постоянно заняты. Других способов связи не указано, и это вызвало справедливое недовольство. Какое решение можно найти по этому вопросу?

- Возможно, на указанные номера поступает много звонков, возможно технические причины. Для врачей, желающих работать, я могу дать телефон института, где я сам работаю – (71) 268-17-44, пусть звонят на этот номер, и им дадут инструкции.

Кроме того, врачи могут непосредственно обратиться в сами больницы. К примеру, в специальной клинике в Зангиате постоянно работают члены штаба. Можно напрямую встретиться с ними, или позвонить на номер (71) 207-99-84. Они почти каждый день просят нас отправить им врачей.

«Узэкспоцентр» в центре столицы работает под эгидой Ташкентского городского хокимията. Там тоже нужны врачи, можно встретиться и подать документы. Вот, только сегодня (беседа записана 25 июля) принято около 2 тысяч заявлений. Мы обучаем этих врачей в нашем институте на краткосрочных курсах, а потом добавляем в группу противодействия COVID-19.

Воспользовавшись случаем, я попросил бы врачей присоединиться к нам в эти тяжёлые дни.

- Как осуществляется план по срочной переподготовке врачей других специальностей и привлечению их к борьбе с COVID-19?

- Мы работаем по этому вопросу с января. Главное, уделяется внимание переподготовке анестезиологов-реаниматологов. Были созданы конкретные пособия о том, как действовать в сложных ситуациях, связанных с этим заболеванием, и на этой основе мы обучаем врачей. Сейчас этот процесс ведётся непрерывно. В данный момент мы готовим больше пульмонологов, иммунологов, анестезиологов-реаниматологов.

В ходе этого испытания мы приобрели уникальный опыт. К примеру, мы не уделяли серьёзного внимания информационным технологиям. А во время пандемии эта сфера нам очень пригодилась, и широко используется.

Каждый день в специальном телецентре мы проводим большой консилиум с участием ведущих специалистов, профессоров, кандидатов наук, и анализируем состояние тяжёлых больных по республике онлайн, по одному.

Кроме того, мы ежедневно изучаем опыт ведущих государств. Установлены связи со многими институтами, и мы немедленно обсуждаем каждую новость, а если нужно, то применяем на практике.

- Хабибулло Атауллаевич, вы не только лечащий врач, но и один из организаторов системы здравоохранения. Если бы сейчас появилась возможность вернуться на пять месяцев назад, то что бы вы сделали в первую очередь?

- Очень интересный вопрос... Если бы была возможность повернуть время вспять, то можно было бы сделать очень многое. Я понял ваш вопрос, вы имеете в виду, какие ошибки нами допущены.

Можно сказать, что в последние пять месяцев, и даже предшествующий им период, была своеобразная гонка между системой здравоохранения, и коронавирусом. Конечно, я бы исправил много недостатков. То есть, увеличил бы количество койко-мест, закупил бы больше цифровых аппаратов рентгена, пульсоксиметров, кислородных устройств. А особенно, организовал бы больше лабораторий, систем ПЦР.

В то время глава государства и правительство постоянно спрашивали нас, что необходимо. Мы успели подготовиться по многим аспектам, но всё же в каких-то моментах отстаём, и сейчас работаем над решением этих проблем.

- У вас остаётся время для хирургической практики? В частности, вы в курсе, как сейчас чувствует себя ребёнок, у которого извлекли из тела 11 иголок?

- Настоящий хирург не мыслит своей жизни без операций. Другие больные не виноваты, что сейчас карантин. Я стараюсь правильно распределить своё время, и по утрам делаю назначенные операции.

Наша кафедра действует на базе республиканского научного центра срочной скорой медицинской помощи. В начале мы очень серьёзно подходили к вопросу карантина, и если выявлялся один больной, закрывали целую больницу. Теперь представьте суматоху в этом центре на 750 человек, состояние больных. Сейчас мы принимаем другие меры – закрываем только отдел, где было выявлено заболевание, проводим дезинфекцию, и на другой день снова налаживается работа.

Что касается ребёнка, из тела которого извлекли иголки, то операция длилась 9 часов. Этот ребёнок был в очень тяжёлом состоянии, я сам, и мои ученики все очень привязались к нему, он стал как будто нашим сыном. Сейчас ребёнок полностью здоров, мы постоянно справляемся о его самочувствии. Недавно нам отправили его фотографии, он стал совсем большой.

Беседовал Аброр Зохидов

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Новости по теме