14:55 / 10.09.2020
3658

Ветви власти не контролируют друг друга, а поддерживают: судья Конституционного суда избран вопреки законодательству?

В последние дни общественность бурно обсуждает избрание в пятый раз подряд 72-летнего претендента на должность председателя Конституционного суда.

Согласно статье 11 Конституции Республики Узбекистан, система государственной власти Республики Узбекистан основывается на принципах разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти.

Если остановиться на истории настоящего принципа, то первые мысли об этом высказывались Джоном Локком и Шарлем Луи Монтескье. Впоследствии данная теория была внедрена в практику США. Именно там начал действовать такой современный принцип, как разделение властей и система сдержек и противовесов.

В силу этого принципа, каждая система власти контролирует, чтобы другие не выходили за рамки своих полномочий, так предотвращается злоупотребление властью и правонарушения.

Отдельные элементы принципа разделения властей и системы сдержек и противовесов встречаются и в нашей Конституции. В том числе, согласно статье 108, Конституционный суд проверяет соответствие актов законодательной и исполнительной власти основному закону страны.

Бахтиёр Мирбобоев дарит школе №70 Юнусабадского района книги из своей личной библиотеки. Апрель 2019 года.
Фото: ksu.uz

Сегодня в социальных сетях разгорелись дискуссии о том, что судья Конституционного суда (одновременно, председатель КС) Бахтиёр Шамсутдинович Мирбобоев в пятый раз подряд был избран на эту должность. Однако, согласно законодательству, на эту должность нельзя быть избранным более двух раз. Кроме того, в законе установлено, что на эту должность не может быть назначен человек старше 70 лет, тогда как Мирбобоеву уже исполнилось 72 года.

Прошло несколько дней, и депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Ш.Полвонов заявив, что данные претензии неверны, представил несколько выдержек из законов. В качестве доказательства он привёл тот факт, что предыдущий закон не имеет обратной силы, а во второй части статьи 6 Конституционного закона «О Конституционном суде Республики Узбекистан» говорится о том, что предельный возраст судьи Конституционного суда, как правило, составляет семьдесят лет, но применение слов «как правило» не имеет императивного характера.

Оставив в стороне мнения о законности избрания Мирбобоева на эту должность в пятый раз подряд, мы хотим высказать отдельные соображения об установленном законодательством требовании в отношении его возраста на момент избрания.

На первый взгляд, депутат прав, выражение «как правило» не обладает обязательным характером, поэтому законность, вроде бы, доказана.

Но...

Известно, что действующий Конституционный закон Республики Узбекистан «О Конституционном суде» был принят 31 мая 2017 года. А Бахтиёр Мирбобоев был избран на должность судьи Конституционного суда постановлением Сената Олий Мажлиса от 24 августа 2017 года.

Изменение в закон с формулировкой «как правило», приведённой депутатом в качестве основания законности данного факта, было принято 14 сентября 2017 года, через 21 день после 24 августа 2017 года (когда Б.Мирбобоев уже был избран судьёй Конституционного суда), и вступило в силу 15 сентября. Отсюда следует, что Ш.Полвонов в данном случае неправ.

То есть, по состоянию на 24 августа 2017 года, когда Б.Мирбобоев был избран судьёй Конституционного суда, во второй части статьи 6 Закона о Конституционном суде Республики Узбекистан формулировка «как правило» отсутствовала, и действовала обязательная для соблюдения строгая норма о предельном возрасте для должности судьи Конституционного суда, составляющем семьдесят лет.

Отсюда вытекает, что при избрании Б.Мирбобоева на должность судьи Конституционного суда 24 августа 2017 года, требования законодательства не были соблюдены.

Пока данный вопрос не прокомментирован Конституционным судом или избиравшим его состав Сенатом.

Возможно, вскоре Сенат, рассматривающий дела о соответствии Конституции актов законодательной и исполнительной власти, одним из исключительных полномочий которого является избрание этого суда, прокомментирует эту тему, путешествующую по социальным сетям.

Аббос Салайдинов, юрист

пер. Вадим Султанов

Top