«Этот вопрос больше зависит от российской стороны» - представитель Министерства транспорта о сроках восстановления авиарейсов в Россию
По авиасообщению с зарубежными странами до сих пор имеется множество вопросов. Многие с нетерпением ожидают восстановления регулярных рейсов. В нашей очередной беседе с руководителем пресс-службы министерства транспорта Наврузом Ашурматовым обсуждались новости в этой сфере.
- Скажите, на какой стадии сейчас находится вопрос о полном восстановлении рейсов за границу?
- Решением республиканской специальной комиссии с 15 августа текущего года смягчены карантинные меры. В этой связи разрешено восстановление некоторых видов деятельности с соблюдением специальных требований. В частности, транспортные рейсы находятся в их числе. На сегодняшний день восстановлено движение общественного транспорта, междугородних автобусов. По местным направлениям продолжаются процессы восстановления движения пассажирских поездов и авиарейсов.
Вместе с тем, в настоящее время ведутся переговоры с соответствующими министерствами и ведомствами иностранных государств по самому актуальному и интересующему многих вопросу - восстановлению международных авиарейсов. Принимаются необходимые меры по их постепенному восстановлению. Так, 24 августа 2020 года были проведены онлайн-переговоры с авиационным руководством Турции по восстановлению регулярных пассажирских авиарейсов. По итогам переговоров, было достигнуто соглашение о восстановлении с сентября 2020 года регулярных рейсов по направлению Ташкент-Стамбул-Ташкент авиакомпаниями «Uzbekistan Airways» и «Turkish Airlines» на основе принципа паритета.
В результате переговоров с представителями авиации Объединённых Арабских Эмиратов по восстановлению регулярных международных полетов, было достигнуто соглашение о выполнении с сентября 2020 года регулярных рейсов авиакомпаниями «Uzbekistan Airways» и «FlyDubai» по направлению Ташкент-Дубай-Ташкент на основе принципа паритета.
По итогам переговоров с руководством авиационной отрасли Беларуси, авиакомпаниям «Uzbekistan Airways» и «Белавиа» было предоставлено право выполнения регулярных рейсов по направлению Ташкент-Минск-Ташкент на основе принципа паритета с сентября текущего года.
По итогам переговоров с представителями Казахстана, достигнуто соглашение о начале выполнения регулярных рейсов по направлению Ташкент-Алматы-Ташкент авиакомпаниями «Uzbekistan Airways» и «Air Astana» с сентября текущего года на основе принципа паритета.
- Верно, в некоторые государства восстанавливаются авиарейсы. Но известно, что эти направления не являются основными направлениями для Узбекистана. Многие ожидают новостей по поводу России.
Согласно результатам переговоров министерства транспорта в сотрудничестве с министерством иностранных дел, в настоящее время начался процесс по осуществлению регулярных авиарейсов по направлениям:
Ташкент-Стамбул-Ташкент,
Ташкент-Дубай-Ташкент,
Ташкент-Минск-Ташкент,
Ташкент-Алматы-Ташкент.
В данный момент ведутся переговоры по вопросам восстановления регулярных авиарейсов с другими государствами.
Естественно, что многих интересует, когда будут восстановлены авиарейсы с Россией. Потому что это - самое востребованное направление. Но здесь решение проблемы не зависит от нашего желания или решений. Этот вопрос больше зависит от российской стороны. Но, как мы уже говорили ранее, переговоры продолжаются, и мы надеемся на их благополучное завершение.
- Имеются вопросы и по чартерным рейсам. Какие различия есть между репатриационными рейсами и рейсами, организуемыми туроператорами?
- В целях возвращения на родину граждан нашей страны, по направлениям с невосстановленными регулярными авиарейсами организуются чартерные репатриационные рейсы в соответствии с графиком, утверждённым Республиканской специальной комиссией.
Эта практика осуществляется на основе утверждённого плана, в первую очередь, в целях возвращения наших граждан, попавших в затруднительную ситуацию и нуждающихся в возвращении в Узбекистан. Рейсы, организуемые туроператорами, являются коммерческими рейсами. Организующая их компания устанавливает цены исходя из фактических расходов. Но на таких рейсах также следует конкретно указывать цену билета.
- В последнее время много говорят о заинтересованности отдельной группы лиц в том, чтобы регулярные рейсы не восстанавливались. Как вы это прокомментируете?
- Верно, в последнее время некоторыми СМИ, не знающими реальной ситуации, распространяются необоснованные сообщения о том, что в некоторые государства регулярные авиарейсы восстановились, а в другие государства, в частности, в Российскую Федерацию, специально не восстанавливаются, и, якобы, за этим стоят отдельные заинтересованные группировки. Это, в свою очередь, вызывает бурные обсуждения в социальных сетях.
Сегодня руководство авиации страны и министерство транспорта ведут переговоры по восстановлению регулярных авиарейсов в Российскую Федерацию, где сегодня скопилось больше всего граждан нашей страны. Российской стороне для восстановления регулярных пассажирских рейсов предоставлены официальные данные о количестве маршрутов и рейсов по направлениям. Вопрос восстановления регулярных авиарейсов между двумя государствами рассматривается оперативным штабом страны.
Вместе с тем, в ходе проведённых переговоров, в целях максимально оперативного возвращения граждан Узбекистана на родину, было достигнуто соглашение по увеличению количества чартерных репатриационных рейсов, осуществляемых в Российскую Федерацию. С 9 сентября выполняются чартерные репатриационные рейсы по направлению Москва-Ташкент – дважды в день, по направлению Санкт-Петербург-Ташкент – один раз в день.
Также, в настоящее время, в соответствии с протоколом №33 от 7 июля 2020 года, на основании обращений туроператоров или авиакомпаний, с условием проведения периода карантина в гостиницах, осуществляются коммерческие чартерные рейсы по эвакуации граждан Республики Узбекистан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Узбекистан.
- Возникает очень много претензий по ценам на билеты. Не могли бы вы дать информацию о ценах на билеты по основным направлениям?
- В последнее время в социальных сетях распространяются различные сообщения о продаже билетов на чартерные репатриационные рейсы, организованные в целях эвакуации граждан Узбекистана из-за рубежа – по очень высоким ценам. При анализе данного вопроса выяснилось, что граждане, оставляющие такие сообщения, говорили о ценах на билеты на коммерческие чартерные рейсы, осуществляемые туроператорами.
Министерство транспорта ещё раз напоминает, что коммерческие чартерные рейсы, организуемые туроператорами и авиакомпаниями, не имеют никакого отношения к чартерным репатриационным рейсам, организованным в соответствии с графиком, утверждённым Республиканской специальной комиссией.
В соответствии с графиком рейсов, утверждённым Республиканской специальной комиссией, билеты на чартерные репатриационные рейсы, осуществляемые в города Российской Федерации, реализуются по следующим ценам в один конец:
Москва-Ташкент – 396 долларов США;
Екатеринбург-Ташкент – 373 доллара США;
Казань-Ташкент – 369 долларов США;
Новосибирск-Ташкент – 368 долларов США;
Ростов-Ташкент – 368 долларов США;
Самара-Ташкент – 381 доллар США.
Данные чартерные репатриационные рейсы, исходя из требований российской стороны, осуществляются в одну сторону (в Российскую Федерацию) без пассажиров.
Действительно, цены на билеты на коммерческие чартерные рейсы, выполняемые туроператорами, дороже, чем на чартерные репатриационные рейсы. О том, с чем связаны высокие цены на билеты на данные коммерческие чартерные рейсы, рассказывалось неоднократно.
Беседовал Аброр Зохидов