15:20 / 29.09.2020
1013
История с географией, или как решить проблему с нехваткой атласов и карт в школах?

Атласы и карты – это «сердце» предмета географии. Кроме того, на уроках истории в школах также имеется большая потребность в исторических картах. На сегодняшний день крупномасштабные карты в школах являются большим дефицитом.

Фото: Shutterstock

В некоторых школах республики на уроках географии и истории пользуются всего одной картой. Часто встречаются случаи, когда прерывается урок, и карту, использованную на уроке географии, забирают на урок истории, или наоборот.

Мы изучили вопрос о дефиците крупномасштабных карт и обратились к главному редактору журнала «География в школе» Ойбеку Абдимуротову с вопросом о значимости таких карт в учебном процессе.

«На уроках географии крупномасштабные карты имеют большую значимость. На картах с мелким масштабом изображено мало географических объектов, там встречаются ошибки в их площади, форме и размерах. А на картах с большим масштабом можно увидеть больше географических объектов, и погрешностей в их площадях, форме и размерах  - немного.

Кроме того, на таких картах, по сравнению с мелкомасштабными картами, возможно изобразить и совсем небольшие регионы. Это позволит создать у учеников конкретное представление о географическом положении и других свойствах области, района, города, и даже махалли или кишлака, где они проживают» - говорит Ойбек Абдимуротов.

По словам главного редактора, практическая значимость работы с учебными атласами и контурными картами очень велика для хорошего усвоения материала по предмету «география». Поскольку в учебных атласах систематизированы карты, относящиеся к каждой теме. При работе с такими картами у учащихся будет возможность понять связь географического положения с событиями и явлениями, происходящими в природе и в обществе, закрепить теоретические знания, полученные из текста учебника.

Работая с атласами и контурными картами, учащиеся не только прочтут, но и увидят своими глазами изменения, которые повлекли события и явления.

Насколько школы обеспечены картами и атласами?

Дабы узнать уровень обеспеченности учащихся школ картами и атласами, мы связались с учителями из различных областей республики. Большинство из них сообщили, что карт и атласов очень мало. По словам учителей, только считанные ученики в классе пользуются атласами и контурными картами.

Учителя говорят, что причиной тому является высокая цена на атласы и контурные карты. Большинство из них утверждает, что географических, политических и экономических карт с большим масштабом очень мало, или их вообще нет.

Нам сообщили, что средняя цена на атласы и контурные карты в магазинах канцелярских принадлежностей составляет 15-20 тысяч.

Учителя из отдалённых регионов рассказали, что потребность в картах полушарий, политико-административных и географических картах Центральной Азии, Узбекистана и областей очень велика, но их найти очень трудно.

Комментарий агентства кадастра и предприятия «Картография»

Разработка основ карт, их научного состояния, осуществляется Агентством кадастра при Государственном налоговом комитете.

«Разработка основ контурных карт и атласов финансируется за счёт государственных средств. Министерство народного образования собирает заявки на типы карт для школ республики, например, географические, политические, физические или другие карты. Мы рассматриваем эти заявки и создаём график. Можно осуществлять эту работу по согласованию с ними» - говорит исполняющий обязанности начальника управления дистанционного зондирования земли, геодезии и картографии агентства кадастра Ихтиёр Эргашев.

В республике имеется более 10 тысяч школ. Атласы публикуются в 10 тысячах экземпляров. Если в одной школе в среднем по 2 старших класса, то получается, что на 50-60 учеников приходится один атлас. Причины небольшого тиража прокомментировал руководитель научно-производственного государственного предприятия «Картография» Ориф Ибрагимов.

«Спрос на атласы и карты без надписей очень мал. Заявку на карты и тематические карты в основном подают субъекты предпринимательства для самостоятельной продажи. Мы несколько раз обращались в Министерство народного образования. Предлагали включить атласы и контурные карты в состав арендуемых учебников. Поскольку, когда обновляются учебники по географии, обновляются и атласы. Изменения и дополнения к учебнику вносятся и в атласы. Сейчас мы, исходя из своих возможностей, уточняем количество школ, и, с привлечением предпринимателей, издаём атласы и контурные карты» - говорит Ориф Ибрагимов.

Вопрос аренды атласов вместе с учебниками может стать решением проблемы

Несколько учителей одобрили предложение об аренде атласов вместе со школьными учебниками.

«Учебных атласов и контурных карт в продаже достаточно. Но для родителей дорого покупать их детям. Если была бы возможность, можно улучшить качество атласов и сдавать их в аренду вместе со школьными учебниками, а продавать только контурные карты. Тогда у учеников будет возможность пользоваться атласами на уроке» - говорит один из учителей, побеседовавших с нами.

Мы связались с Министерством народного образования по поводу предложения учителей и руководителя научно-производственного государственного предприятия «Картография», и получили комментарий. По словам руководителя пресс-службы Министерства народного образования Лайло Рустамовой, согласно постановлению Кабинета Министров, Министерство народного образования обеспечивает школы только учебниками и учебно-методическими пособиями. Обеспечение контурными картами и атласами министерством не осуществляется.

В постановлении Кабинета Министров от 22 февраля 2019 года намечены основные задачи внебюджетного республиканского целевого книжного фонда при Министерстве народного образования. В эти задачи входит закупка и поставка в библиотечные фонды средних общеобразовательных учебных заведений учебников по общеобразовательным предметам и рабочих тетрадей по иностранным языкам, в целях обеспечения учащихся общеобразовательных средних и средних специальных учебных заведений на арендной основе.

Вместе с тем, если добавить вопрос финансирования поставки атласов, контурных карт и других карт различных объёмов и типов вместе со школьными учебниками, то можно было бы способствовать более глубокому изучению учащимися предметов «история» и «география», и помочь учителям в решении этого трудного вопроса.

Заключение

В большинстве школ республики спрос на контурные карты, атласы и карты различных видов и объёмов очень велик. Учителя сталкиваются с трудностями при работе с учениками по причине нехватки карт и атласов во время учебного процесса. А у родителей не хватает внимания или средств на покупку атласов и контурных карт.

Если в Министерстве народного образования серьёзно подойдут к решению этой проблемы, определят потребность в атласах, картах и контурных картах, исходя из количества учащихся школ республики, то, несомненно, это послужит более глубокому усвоению учащимися предметов «география» и «история».

Зухра Абдухалимова, корреспондент Kun.uz

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Top