12:28 / 12.10.2020
1302
«Справедливая система приёма учеников – наше основное достижение» - беседа с директором математической школы в Каракуле

Международная математическая школа Каракульского района Бухарской области была признана в качестве примера для всей республики. Президент дал поручение Министерству народного образования по изучению опыта данной школы.

Корреспондент Kun.uz побеседовала с основателем и директором школы Темиром Рузиевым о создании известной школы, системе преподавания, процессах приёма учеников и учителей.

Об отборе учеников и учителей

- Я считаю, что причина успеха учеников нашей школы – это прежде всего воля Божья. Основной момент, усиливший образование в Каракуле, заключается в осуществлении прозрачного и справедливого приёма учащихся.

При подборе учителей школы, их знания – не единственный критерий для меня. Я отбираю учителей по их самоотверженности, патриотизму в истинном смысле этого слова, а также, воспитанию. Ещё один аспект заключается в том, что я стараюсь быть в курсе экономических или других проблем в жизни учителей, и, по возможности, помогать им.

Вместе с тем, в школе сформирован здоровый коллектив. Если руководитель будет принимать учителей на работу, преследуя свои интересы, то от такого коллектива не следует ожидать ничего хорошего.

«Люди поняли, что ребёнка нельзя устроить в школу иными путями. Только с помощью знаний»

- Прошло 10 лет с тех пор, как мы создали школу. В первые годы меня и просили и умоляли, оказывали давление, чтобы я принял ребёнка в школу. Бывало и такое, что люди переставали со мной общаться из-за того, что я не взял их ребёнка. Многие родственники обиделись на меня.

Но последние 5 лет уже никто ко мне не приходит с просьбами принять ребёнка. Люди поняли, что ребёнка нельзя устроить в школу иными путями. Только с помощью знаний.

Поэтому руководитель в первые три года после создания школы должен показать свою строгость, справедливость. Только при этом условии он сможет сохранить свои принципы до конца.

«Большие» люди, не сумевшие устроить ребёнка в школу, обратятся в вышестоящие организации, и начнётся несправедливость»

-iDHq24bJy1tEbxlNszaK3kfigk6lOEw.jpg (1280×882)

- Однажды ко мне подошёл хоким Сырдарьинской области Гофуржон Мирзаев, и рассказал, что собирается создать такую же школу в Сырдарье. Мы съездили с ним на место, где будет школа, подробно побеседовали о строительстве школы. Я спросил у Мирзаева: «Вам нужна настоящая Каракульская школа, или её профанация?» Естественно, хоким ответил, что желает создать настоящую Каракульскую школу. Тогда я выдвинул ему своё условие:

«После строительства школы, на её портале напишут «Международная математическая Каракульская школа города Гулистана?». Хоким, согласившись, кивнул головой. Я задал следующий вопрос: «Сырдарьинцы знают об известности Каракульской школы?». Хоким ответил: «Конечно».

«Тогда и руководители, и чиновники, и простые люди захотят, чтобы их дети обучались здесь. «Большие люди», не сумевшие устроить ребёнка в школу, будут обращаться в отдел народного образования или в другие вышестоящие организации. Потом начнётся несправедливость. Следовательно, если вы хотите такого образования, как в Каракуле, вам нужно взять на себя процесс приёма в школу. Только если хоким станет председателем приёмной комиссии в школе, вы сможете создать такую школу, как вы хотите» - предложил я.

«Для поступления в школу дети 3-4 раза сдают экзамен»

- Ученики принимаются в школу с 7 класса. Каждые 2 месяца объявляется экзамен для приёма, который проходит по воскресеньям. Дети приходят на экзамен с родителями. На 1 стадии им даются 4 задачи. Письменные работы сразу проверяются, и результаты объявляются родителям.

К примеру, если в первом экзамене участвуют 200 ребят, то в следующем – уже 400. В следующий раз повышается количество примеров и задач, они становятся более сложными. В таком же порядке экзамен проводится 3-4 раза.

Бывало, что количество экзаменующихся достигало 3000. Последний экзамен решает, кто будет принят в школу, и отбираются 200 ребят, получивших самые высокие баллы по математике.

«Каждую неделю с учениками проводится беседа»

- Уроки проходят по 5-6 часов, согласно государственным образовательным стандартам. Имеются группы продлённого дня для учащихся, после уроков, с 15:00 до 19:00. В этих группах уроки продолжаются 5 дней, и учителя разбирают с учащимися темы и вопросы, которые те недостаточно хорошо поняли.

Еженедельно, по четвергам, в школе проводится беседа с учениками. В этих беседах участвуют все ученики и учителя. В первую очередь, обсуждается дисциплина, потом знания детей. Учителя объявляют список ребят с низкими оценками. Детей выводят за трибуну, и разбирают причины получения низких оценок. Если ребёнок 3 раза получит плохую оценку, вызываются родители. У нас хорошо налажена цепочка «родители-школа-ученик».

«Сегодняшние дети не выносят строгих замечаний»

- 20 лет назад мы учили детей, повышая на них голос, ругая. Но сейчас психология детей изменилась. Они не выносят строгих замечаний. Мы обращаемся с учениками, в зависимости от их характера, стараемся не ругать лишний раз.

Мы не знаем, что именно влияет на психологию сегодняшних детей. Только один путь обучения детей может быть верным – советовать, объяснять и наставлять на путь истинный. Если мы чувствуем, что учителя говорят неуместные слова по отношению к детям, то начинаем работать также с учителями. Но это очень маленький процент. В школе всего 0,01 процента недисциплинированных ребят.

«Многое зависит от заместителей руководителя»

- Итальянское правительство 3 года работало без премьер-министра, и это совершенно не повлияло на экономику, поскольку в Италии был создан экономический механизм. Они работали не для руководителя, каждый знал свою работу.

Мы построили школу с нуля. Приходилось даже просить парты в других школах...

Я боюсь совершить ошибку. Если после меня хотя бы 10 лет не продержится такой же порядок, мне будет очень больно. Часто руководитель боится, что его заместитель будет лучше него, опасается, что тот завтра займёт его место. А я этому только радуюсь. Если заместитель хороший, то руководителю гораздо легче. За это я благодарен Аллаху.

Беседовала Зухра Абдухалимова

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

 

Top