Сокращение безработицы и бедности в Узбекистане: как агросектор может помочь в решении этих проблем
Агропродовольственный сектор, включающий в себя сельское хозяйство, пищевую и легкую промышленность (текстильная, швейно-трикотажная и кожевенная отрасли), играет жизненно важную роль в экономике Узбекистана. В 2019 году его доля в ВВП страны была самой крупной - 41%, и он аккумулировал 19% всей экспортной выручки.
Сегодня на одно только сельское хозяйство приходится 28% ВВП. Здесь трудится больше человек, чем в любой другой отрасли – 27% всей рабочей силы или более 3,65 млн. граждан. Несмотря на тяжелые социально-экономические последствия пандемии коронавируса для Узбекистана, данная отрасль продолжает оставаться важной движущей силой экономического роста. По прогнозам, в 2020 году её рост составит 2,8% по сравнению с 0,6% ростом общенационального ВВП.
В тоже время в сельском хозяйстве возможно создавать большее число рабочих мест, чем это происходит в настоящее время. Согласно оценкам, за счет продуманной государственной поддержки и инвестиций, в агропродовольственном секторе можно ежегодно трудоустраивать от 700 тыс. до 1,3 млн. новых работников. Этого более чем достаточно, чтобы решить вопрос с созданием рабочих мест для 600 тыс. молодых людей, которые ежегодно пополняют рынок труда по всей стране.
Ценность сельского хозяйства заключается не только в количестве созданных здесь рабочих мест. Занятость в этом секторе оказывает более сильное влияние на сокращение бедности и неравенства, чем в любой другой отрасли.
В 2019 г. 9,6% населения Узбекистана (3,2 млн. человек) находилось за чертой бедности, проживая на 3,2 доллара в день, что является международным определением бедности для государств с уровнем дохода ниже среднего, к которым относится Узбекистан. Около 80% малообеспеченных граждан страны проживает в сельской местности, и их доход практически полностью зависит от сельского хозяйства. Согласно прогнозам, из-за вспышки коронавируса в 2020 г. уровень бедности в Узбекистане начнет расти впервые после снижения на протяжении двадцати лет.
Опыт различных стран подтверждает, что экономический рост в сельском хозяйстве способствует сокращению бедности в 2-3 раза. Этот показатель выше, чем в любом другом секторе экономики. Таким образом, рабочие места в сельском хозяйстве не только помогают сокращать бедность, но и расширяют возможности для более широкого участия сельского населения в различных экономических процессах. Данное правило не является исключением и в случае Узбекистана. Итак, что нужно сделать стране для достижения названных целей?
Тотальный государственный контроль и недостаточный уровень государственных инвестиций в сельское хозяйство, существовавшие до недавнего времени, значительно сократили потенциальную занятость в агропродовольственном секторе страны. В рамках системы госзаказа фермеры были обязаны заниматься монокультурным производством, выращивая хлопок и пшеницу, и продавая урожай по установленным правительством низким ценам. Эти культуры относятся к числу наименее прибыльных и в тоже время являются наименее трудоемкими. В свою очередь, урожайность других сельхозкультур была ниже, т. к. земли под них выделялись без учета местных условий для их выращивания.
Кроме того, из-за отсутствия систематических информационно-консультационных услуг фермеры Узбекистана не имели точных и своевременных данных о возможностях и требованиях к продукции на экспортных рынках, климатических условиях, а также технологиях и методах ведения сельского хозяйства. Они испытывали сложности с приобретением современной сельхозтехники и оборудования, а также высококачественных семян, адаптированных к различным агроэкологическим условиям и устойчивых к изменению климата, которые выводили местные научно-исследовательские институты.
Эти факторы снижали мотивацию местных фермеров и агропредприятий инвестировать в развитие и повышение эффективности их производственных процессов. В свою очередь, это привело к снижению спроса на рабочую силу. Тем не менее, данная ситуация открывает большие возможности для будущего роста занятости в сельском хозяйстве Узбекистана. Но для этого нужно создать благоприятные условия для производителей агропродовольственной продукции, существующие во многих других странах мира.
Начиная с 2017 года правительство Узбекистана проводит экономические реформы, в том числе и в агропродовольственном секторе. Благодаря им создается основа для трансформации сектора в генератор большего по числу и качеству рабочих мест, способных повысить благополучие людей в сельской местности.
В перспективе Узбекистан сможет извлечь выгоду за счет своих сравнительных преимуществ в трудоемком и конкурентоспособном секторе плодоовощеводства, которое даже в будущем будет сложно полностью механизировать. Кроме того, свои результаты должны дать реформы по отмене госзаказа на хлопок и пшеницу, а также повышение эффективности землепользования за счет более широкого внедрения современных энерго и водосберегающих технологий.
Возможности создания большего количества качественных рабочих мест в сельском хозяйстве могут быть реализованы в нескольких направлениях. Наиболее перспективными являются нижеследующие меры:
(i) перевод дополнительных площадей под выращивание более трудоемких сельхозкультур, например, фруктов и овощей, что позволит повысить продуктивность земель и обеспечит большие возможности для реализации этой сельхозпродукции на внутреннем и внешнем рынках;
(ii) расширение практики выращивания вторичных посевов сельскохозяйственных растений на поле после уборки урожая основной культуры, дающие урожай в год посева, например, кормовых культур для скота и овощей;
(iii) внедрение технологий, которые не только повысят прибыльность производства, но и потребуют больше трудовых затрат, например, интенсивные сады и виноградники, современные тепличные хозяйства, а также внедрение международных стандартов надлежащей сельскохозяйственной практики (Global GAP).
Ниже несколько примеров, демонстрирующих возможности повышения занятости только в области сельского хозяйства к 2030 году:
В случае перевода площадей, занятых сейчас хлопком и пшеницей (с 67% в 2019 году до 45% в 2030 году), под выращивание более трудоемких плодоовощных культур к 2030 году, в сельском хозяйстве можно будет создать на 26% больше рабочих мест или трудоустроить дополнительно 915 тыс. работников. Большинство рабочих мест будет создано в сфере производства овощей, фруктов и ягод, картофеля и винограда.
Если учитывать механизацию, то рост занятости к 2030 году может оказаться немного ниже прогнозов в параграфе выше – до 677 тыс. человек или на 19% выше, по сравнению с 2019 годом. Наиболее поддающимися механизации является производство зерновых, хлопка и картофеля, где ее уровень со временем вырастет. А уровень механизации других культур вероятнее всего останется на том же уровне, что и в 2019 году.
В сельском хозяйстве можно также создать больше рабочих мест за счет внедрения современных технологий выращивания фруктов и овощей. Особенно много рабочих мест создают интенсивные сады и теплицы. Прогнозируя занятость до 2030 года, можно предположить, что если 10% площадей будут использоваться для выращивания овощей в теплицах или с помощью других интенсивных методов производства, а 40% садов станут интенсивными, то только на их основе можно создать 155 тыс. рабочих мест. В целом, по сравнению с 2019 г., общая занятость населения может увеличиться на 832 тыс. человек, или на 24%.
Более продуктивное сельское хозяйство и наращивание производства сырья расширят возможности для создания рабочих мест в пищевой и легкой промышленности. Например, в 2019 году в производстве пищевых продуктов, напитков и табачных изделий (в пищевой промышленности), трудилось всего 107 тыс. человек (или 2,6% от всех рабочих мест агропродовольственного сектора). В текстильной, швейной, и кожевенной промышленности (в легкой промышленности) было занято еще 214 тыс. человек, или 5,1% от всех рабочих мест в агропромышленном секторе.
К 2030 году пищевая и легкая промышленности могли бы создать дополнительно около 640 тыс. рабочих мест, в основном в сфере переработки фруктов и овощей, мясомолочной продукции, производстве кормов, а также выпуске готового текстиля и одежды.
Как показывает статистика занятости и результаты различных инвестиционных проектов в Узбекистане, многие из этих рабочих мест смогут занять женщины, проживающие в сельской местности, а также в малых и средних городах, у которых, в противном случае, не было бы возможности найти работу.
Создание качественных рабочих мест является «обязанностью» частного сектора, но при этом государству следует оказывать содействие в достижении данной цели. В контексте Узбекистана роль государства видится в нижеследующих мерах (государственная политика и инвестиции):
(i) создание условий для дальнейшего роста агропродовольственного сектора, отвечающего спросу потребителей на внутреннем и внешнем рынках, с помощью стимулирующей государственной политики и инвестиций;
(ii) расширение возможностей для трудоустройства женщин в агропродовольственном секторе;
(iii) поддержка интеграции небольших дехканских хозяйств и других малых агропредприятий в современные цепочки поставок агропродовольственной продукции.
Многие из этих мер уже осуществляются государством в рамках реализации «Стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 гг.». На сегодняшний день следует сосредоточиться на качественной реализации мероприятий в рамках названного документа, например, научно-исследовательской работе, информационно-консультативных услугах, цифровизации сельского хозяйства, или программе поддержки дехканских хозяйств, осуществление которых начнется практически с нуля.
Кроме того, следует уделять большее внимания развитию малых и средних городов страны для создания рабочих мест в агропродовольственном секторе в непосредственной близости от сельских районов. Эти меры помогут создать более инклюзивные и стабильные рабочие места, а также окажут содействие в сокращении бедности в сельской местности.
Более детальная информация о перспективах занятости и необходимой поддержке государства в вышеназванной области приводится в недавнем отчете Всемирного банка «Создание рабочих мест в агропродовольственном секторе Республики Узбекистан».
Сергей Зоря, ведущий экономист по вопросам сельского хозяйства в представительстве Всемирного банка в Узбекистане