15:17 / 22.10.2020
4456

В президентских школах и вузах возникают вопросы относительно возможного противоречия в положении, утверждённом Кабинетом Министров

Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан №244 от 25 марта 2019 года, утверждено положение о порядке привлечения и использования иностранной рабочей силы в Республике Узбекистан.

Следует подчеркнуть, что настоящее положение Кабинета Министров было принято в целях создания благоприятных условий для осуществления трудовой деятельности квалифицированными иностранными специалистами, повышения инвестиционной привлекательности Республики Узбекистан и поднятия её на новый уровень, а также поощрения привлечения конкурентоспособных трудовых ресурсов.

Настоящее положение устанавливает порядок и условия выдачи (продления) разрешений для привлечения иностранной рабочей силы в республике, а также выдачи (продления) подтверждений, предоставляющих иностранным гражданам право на осуществление трудовой деятельности на территории Республики Узбекистан.

Однако, некоторые пункты положения противоречат друг другу, в связи с чем, у работодателей возникают некоторые вопросы при привлечении иностранных специалистов.

Например, согласно пункту 2 положения, настоящее положение не применяется в отношении преподавателей и специалистов, привлекаемых для работы в Президентские школы, а также в высшие образовательные учреждения.

iyVUdWYD9xsjgNS-ejVB4Ju4JxMMMN3a.png (1160×546)

Отсюда следует, что привлечение иностранной рабочей силы Президентскими школами и вузами без получения разрешения для привлечения иностранной рабочей силы, или подтверждения, предоставляющего иностранным гражданам право на осуществление трудовой деятельности на территории Республики Узбекистан - допускается.

Однако, пункт 38 положения противоречит пункту 2: установлено правило взыскания с работодателя сбора в размере одной минимальной заработной платы за выдачу подтверждения преподавателям и специалистам, привлекаемым к работе в Президентских школах и высших учебных заведениях.

Кроме того, в пункте 44 положения говорится о сроке действия подтверждений, выдаваемых преподавателям и специалистам, привлекаемым к работе в Президентских школах и высших учебных заведениях. В частности, такие подтверждения выдаются на срок действия трудовых договоров, но не более, чем на три года, с возможностью неограниченного количества продлений, но не более чем на три года в каждом случае.

Именно эта сторона вопроса на сегодняшний день вызывает вопросы и претензии работодателей-вузов. Не удивительно, что подобные вопросы появятся и в Президентских школах, где стартует учебный процесс.

При изучении законодательных актов наше внимание привлёк один момент. Пунктом 70 положения «О президентских школах», утверждённого постановлением Кабинета Министров №526 от 25 июня 2019 года, установлено, что, в соответствии с пунктом 4 положения о порядке привлечения и использования иностранной рабочей силы в Республике Узбекистан, при привлечении высококвалифицированных и (или) квалифицированных специалистов, а также, преподавателей и специалистов для работы в Президентских школах, получение работодателем разрешения не требуется.

Отсюда следует, что исключение для Президентских школ и вузов из обсуждаемого положения может быть предусмотрено только по части порядка получения разрешения. Если это так, то целесообразно было бы включить соответствующие исключения в пункт 2 этого положения. Поскольку, в ряде принятых актов о развитии образования постоянно подчёркивается необходимость широкого привлечения иностранных специалистов в сферу образования.

Представитель вуза, прочитавший исключение из пункта 2 Положения, естественно, не будет читать продолжение акта. Теперь предположим, что вуз, не знающий о продолжении положения, примет иностранного специалиста без получения подтверждения. Получается, что вузом будет нарушен закон?

Ко всему прочему, в Кодексе об административной ответственности установлена административная ответственность за деяние, выраженное в нарушении порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы в Республике Узбекистан (статья 49-4).

В итоге, мы хотим обратиться с вопросом к официальным лицам: обязаны ли Президентские школы и вузы получать подтверждение, упомянутое в обсуждаемом положении, или же не обязаны?

Напоминаем, что согласно статье 43 закона «О нормативно-правовых актах», официальное толкование норм подзаконных актов дают органы, их принявшие. Если учитывать данный факт, то настоящий акт следует комментировать Кабинету Министров. Надеемся, что, по крайней мере, Министерство юстиции или ответственное за сферу Министерство занятости и трудовых отношений обязательно предоставят своё официальное толкование.

Дилшод Абдукодиров, юрист

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Top