15:04 / 03.11.2020
1378

«Мы поднимаем вопрос об экономической стабильности сельских женщин» - беседа с Гульнарой Маруфовой

В последнее время в Узбекистане часто обсуждается вопрос установления гендерного равенства. В этом направлении разработана необходимая законодательная база. Но и сейчас не все понимают, что такое гендерное равенство, и в чём оно проявляется.

Корреспондент Kun.uz организовал интервью с первым заместителем министра поддержки махалли и семьи Гульнарой Маруфовой, и обсудил следующие вопросы: каким должно быть гендерное равенство, на какой стадии сейчас находится узбекское общество в этом направлении, и к какому процессу мы стремимся.

- Гульнара Махмудовна, каким вы представляете гендерное равенство, и насколько оно развито в узбекском обществе? К какому процессу, и к какой его стадии мы сейчас стремимся?

- Я считаю, что в нашем обществе права мужчин и женщин равны. К примеру, женщины могут занимать любые должности и получать такую же зарплату, и никто их не унижает. Сейчас можно увидеть, что женщины трудятся во всех сферах.

Права женщин закреплены двумя статьями Конституции. Муж и жена также несут одинаковую ответственность за своих детей.

- По вашим словам, равенство уже обеспечено, тогда к чему же мы стремимся, и для чего?

- Речь идёт об участии женщин в процессе принятия важных решений и возможности занимать руководящие должности. К примеру, мы в течение ряда лет увидели, что роль женщин при принятии решений - небольшая. Их позиция была практически незаметной. А действовать в этом направлении было очень сложно.

К примеру, мы совместно с независимым институтом мониторинга формирования гражданского общества 5 лет назад провели опрос, в ходе которого получили следующие результаты: в управлениях крупных министерств нет ни одной женщины. Конечно, возникает вопрос: о каком гендерном равенстве можно тут говорить?

Теперь мы наблюдаем, что роль женщин в этом процессе растёт. После принятия этого закона (Закон Республики Узбекистан «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин» - ред.) отчётливо видны результаты. Появляется много талантливых женщин с большим потенциалом на руководящих должностях.

К примеру, мы можем гордиться председателем Сената Олий Мажлиса (Танзила Нарбаева – Ред.). Потому что эта женщина достигла таких высот с помощью своего труда и потенциала.

- Но этот процесс не протекает равномерно в глубинке. Именно в отдалённых кишлаках права женщин зачастую грубо нарушаются.

- Конечно, именно поэтому много говорят о правах женщин и создают законные основания для выполнения разработанных планов.

В первую очередь, следует повысить правовую грамотность женщин. К сожалению, как вы говорите, у женщин из кишлаков недостаточно правовой грамотности. Это предполагает необходимость их правового обучения. Жизнь показывает, что женщине нужно найти своё место в обществе. Если женщина нигде не училась, у неё нет профессии, и она вернётся к матери с одним-двумя детьми, то её муж спокойно женится на другой.

Да, для общества существуют свои законы, но мы, не имея достаточной информации, не используем их. Всё дело в этом.

Сейчас мы работаем над данными вопросами совместно с Гендерной комиссией и Гендерным комитетом.

Кроме того, мы стремимся к развитию социальной активности, экономической стабильности женщин в обществе, особенно в кишлаках. Поскольку, если у женщины будет стабильный доход, если она будет зарабатывать и приносить доход в семью, то её мировоззрение станет совершенно другим.

Мы в будущем постараемся привлекать к управлению женщин, особенно из сельской местности, повышать их активность.

- Верно, мы говорим о повышении роли женщин в управлении государством и обществом. Но не следует забывать о том, что данный процесс должен протекать естественно. Ведь не годится просто назначить женщин на руководящие должности, дабы увеличить их роль в обществе.

Скажите, достаточно ли сейчас женщин, способных улучшить деятельность органов управления Узбекистана, и имеющих для этого потенциал?

- У нас очень много сильных женщин. Речь идёт о раскрытии их возможностей и потенциала. Нужно им доверять, передавать им управление организациями, учебными заведениями и другими ведомствами.

Я работаю в этой системе уже много лет, и знаю, что женщины обычно очень ответственны. Они думают не только о семье, но и об авторитете, если работают и занимают должность.

Сейчас у нас есть женщины-министры, ректоры университетов, депутаты. Конечно, пока их мало. Ведь мы живём на востоке. Если у женщин есть такая возможность, конечно, они должны стремиться к сфере управления, и не бояться.

Беседовал Ильяс Сафаров

Top