Льготы или конкуренция: что важнее в развитии высшего образования?
В этом году около 1,5 млн абитуриентов подали документы в вузы республики. Значит, именно столько граждан Узбекистана пожелали получить высшее образование. Почти 140 тысяч абитуриентов стали студентами по направлениям бакалавриата (дневное, вечернее и заочное). В среднем, за одно место боролись 10 абитуриентов.
Конечно, следует рассматривать эту тенденцию как обычное явление. Потому что только знающие абитуриенты вправе стать студентами вузов.
В соответствии с действующими постановлениями президента и правительства, при поступлении в высшие учебные заведения введены льготы для следующих категорий абитуриентов:
- лауреаты государственной премии имени Зульфии;
- лауреаты государственной премии «Мард углон»;
- удостоившиеся премии «Нихол»;
- победители республиканских конкурсов по изобразительному искусству;
- проживающие в отдалённых степных районах в течение не менее трёх лет;
- выпускники специализированной школы-интерната Туракурганского района Наманганской области, по иностранным языкам имени Исокхона Ибрата, получавшие отличные оценки за весь период обучения;
- активные члены Союза молодёжи;
- дети военнослужащих;
- дети сотрудников органов внутренних дел;
- выпускники «Школы Темурбеков»;
- молодые люди с ограниченными возможностями;
- воспитанники домов милосердия;
- победители конкурса «Воспитатель»;
- победители международных олимпиад;
- девушки, нуждающиеся в социальной защите;
- 500 грантов для выпускников школ Сохского района.
Предоставлять льготы, возможно, и неплохо. Государство таким образом стимулирует определённые слои общества. Но существует и оборотная сторона медали: не ограничит ли предоставление льгот отдельным категориям абитуриентов возможностей других молодых людей, поступающих в вузы?
Мы убедились в негативных последствиях льгот на примере абитуриентов, набравших на тестовых испытаниях текущего года максимальный балл (189), но не поступивших на обучение по гранту.
После справедливого недовольства молодежи и под воздействием общественности абитуриенты, набравшие максимальный балл, были приняты на основе государственного гранта.
Многие говорят: ну и что плохого в льготах, ведь льготы тоже достигаются нелёгким трудом, и это очень важно для усиления стремления молодёжи к получению знаний. Однако, вместе с тем, можно увидеть и отрицательные аспекты льгот. Представители различных сфер высказали своё мнение по этому поводу.
Алишер Садуллаев: Там, где есть льготы, открывается путь к коррупции
Директор агентства по делам молодёжи Республики Узбекистан Алишер Садуллаев высказал следующие соображения о льготах:
«Я не хочу, чтобы кто-то старался добиться льгот, предоставляемых Союзом молодёжи (дома для молодёжи, прописка и др.). Верно, многие говорят, что всё это нужно молодым людям, это - вид стимулирования. Но, по моему личному мнению, там, где есть льготы, появляется дифференциация, открывается путь к коррупции. Потом трудно сформировать общие для всех, равные возможности.
Все мы желаем достичь своей определённой цели как можно легче, с помощью льгот. Если кто-то придёт и спросит: «почему этот молодой человек получил льготу, а другой «остался с пустыми руками», я не смогу ответить, и это будет несправедливо. Если какой-то молодой человек достигнет определённых успехов своим трудом, но я буду не в курсе этого, и предоставлю льготу другому молодому человеку, которого я знаю, то это будет вопиющей несправедливостью.
Поэтому лучше устранить такую систему. Лучше формировать у молодёжи убеждения, мировоззрение, знания, которые пригодятся им в реальной жизни.
Экономист: вместо льгот нужно предоставлять стипендии, гранты
Экономист, блогер Отабек Бакиров изложил следующие соображения о последствиях предоставления льгот молодым людям при поступлении в вузы, о возможностях получения образования для детей из бедных семей:
«Наличие льгот при поступлении в вузы вредно, как и льготы в других экономических сферах, например, чтобы попасть на рынок. Таким образом, создаётся стремление не к получению знаний, а к получению льгот, а это – фактор, нарушающий здоровую конкуренцию. Предоставление льгот для детей сотрудников органов внутренних дел, таможенников, для родившихся в отдалённых регионах – противоречит духу нашей Конституции.
Не знаю, возможно, те, кто предоставляют такие льготы и принимают такие решения, имеют какие-то комплексы. Везде – и в жизни, и в учёбе, и в бизнесе – они привыкли получать льготы. Представители взрослого поколения хорошо помнят золотые медали, комсомольские путёвки, партийное распределение. В основном, этими «лазейками» пользовались дети председателей колхозов, глав парткомов, райкомов, обкомов партии. По-моему, создавая такие льготы сегодня, ответственные лица явно ностальгируют по советским временам.
В целом, не нужны никакие льготы, обеспечивающие особый порядок поступления каких-то категорий абитуриентов в вузы, будь то частные или государственные. Скажем, для чего нужны льготы победителям олимпиад, лауреатам премии имени Зульфии? У них что, знаний недостаточно? Если они боятся конкуренции при поступлении на учёбу, то, как тогда они стали победителями олимпиад или лауреатами премий? Каким образом они поступили в специальные школы и учились там? Вместо льгот нам нужно создать стипендии, гранты фондов при вузах. Успех студента, поступившего на учёбу при здоровой конкуренции, следует поддерживать именно таким образом. Нужно поощрять не поступление в вузы на льготной основе, а успешную учёбу в вузах.
Возможности детей из бедных семей получить высшее образование сокращаются с каждым годом. Скажу на своём примере, если бы я сейчас был абитуриентом, то и близко бы не подошёл к вузу, который я окончил. Социальное неравенство за последние 4 года увеличилось и продолжает увеличиваться во всех сферах. С увеличением частных и элитных специальных школ качество образования в государственных школах ухудшается. Поэтому возможности бедных слоёв населения для поступления в вуз «срубаются на корню» уже в среднем образовании.
То есть, уже на самом раннем старте, бедным оставляют очень мало возможностей. Не зря ввели профессиональное образование для молодых людей, не сумевших поступить в вузы. Конечно, как это будет функционировать на практике – другой вопрос. Система профессионального образования в последнее время не улучшилась, а наоборот. Таким образом, вместо молодых людей с профессией и квалификацией, появилась целая армия необразованной молодёжи, не владеющей никакими профессиями, а в качестве единственного способа избавления от этого слоя предпочитают отправлять их в Россию в качестве рабочей силы.
Выводы
Видно, что льготы, применённые к отдельным категориям абитуриентов, негативно влияют на здоровую конкуренцию. Абитуриент старается ради льгот, и всё своё внимание уделяет только льготам, тогда как реальное получение знаний отходит на второй план. Впоследствии это может стать одним из факторов, воздействующих на качество кадров на трудовом рынке.
Если не предоставить льготы знающим молодым людям, то они смогут стать студентами и без льгот. А как быть ребятам, не имеющим материальной возможности оплачивать учёбу? Что будет с их судьбой? Многие говорят, что нужно ввести льготы хотя бы для них.
Лучше не предоставлять льготы абитуриентам, а уделить внимание упрощению вступительных экзаменов в вузах, повышению уровня охвата населения высшим образованием. Главное, только посредством развития всех стадий образования (дошкольное образование, общее среднее образование, высшее образование и послевузовское образование) можно будет достичь формирования слоя образованной молодёжи. А предоставление льгот для поступления в вузы является, будто бы, не стимулированием получения молодыми людьми настоящих знаний и применения их на практике, а стремления добиться своей цели временными средствами. На мой взгляд, пришло время уделить основное внимание не форме, а содержанию.
Льготы – это хорошо, но каждая льгота, ограничивающая равную конкуренцию, в конечном итоге до добра не доведёт. Таким же образом, следует подумать и о том, к каким последствиям в образовании может привести подобная ситуация. Если мы не обеспечим равенство всех граждан перед законом, и их равноправие, то так и будем топтаться на месте.
Мухаббат Мамирова
перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва
Новости по теме
17:41 / 29.10.2024
Комитет по конкуренции оштрафовал Davr Bank за нарушение закона о рекламе
11:30 / 29.10.2024
Разрешен дополнительный прием в магистратуру
14:43 / 26.10.2024
Комитет по конкуренции признал монопольное положение Yandex Go на рынке
11:06 / 22.10.2024