22:08 / 03.12.2020
3632

Часть взысканных средств будет направлена нуждающимся, а алименты будут контролироваться специальной платформой – беседа с директором БПИ

Бюро принудительного исполнения постоянно находится в центре внимания общественности с момента его создания. Ранее это ведомство занималось проблемами в коммунальной сфере, и, в основном, платежами, а теперь ему надлежит неукоснительно и эффективно обеспечивать исполнение судебных актов и актов иных органов.

24 ноября текущего года президентом был принят указ №УП-6118 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы исполнения судебных актов и актов иных органов».

Как ведётся фактическая работа по исполнению? Что нового появится в деятельности БПИ? Корреспондент Kun.uz побеседовал с директором Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Хасаном Кабиржановым по поводу изменений, связанных с новым указом.

- Хасан Муратович, начало вашей работы на новой должности совпало с принятием нового указа в сфере. В деятельности бюро в этом году произошло много изменений. С 1 августа текущего года ваши задачи по платежам в коммунальной сфере перешли к другим ведомствам, количество сотрудников также значительно сократилось. Как это повлияло на деятельность бюро?

- Действительно, в этом году в нашей сфере произошло много изменений. Согласно указу главы государства «О дополнительных мерах по совершенствованию механизма реализации природного газа и электроэнергии» от 18 июня текущего года, предусмотрен переход задач и функций по приёму платежей за газ и электричество к Министерству энергетики, а также реализация механизма взыскания обязательных выплат за услуги по сбору и вывозу твёрдых бытовых отходов специализированными организациями.

Соответственно, количество сотрудников уменьшилось. Но наша деятельность продолжается. Теперь нашим конкретным направлением является выполнение задач и функций по обеспечению исполнения судебных актов и актов иных органов.

- Какие изменения можно ожидать в вашей деятельности после нового указа?

- Органы бюро принудительного исполнения будут исполнять судебные акты и акты иных органов и служить фактическому обеспечению правосудия. Однако, наряду с интенсификацией нашей работы, важным вопросом остаётся устранение недостатков.

Если вы помните, 17 ноября состоялось видеоселекторное совещание под председательством президента о мерах по совершенствованию системы исполнения судебных актов. На заседании, прошедшем в критическом духе, Бюро принудительного исполнения получило ряд конкретных и важных поручений.

В связи с этим, 24 ноября был подписан указ №УП-6118 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы исполнения судебных актов и актов иных органов».

Этот указ является важным актом, регулирующим деятельность органов бюро и направленным на укрепление их эффективности.

Согласно указу, с 1 декабря 2020 года все виды ущерба, причинённого государству в результате преступлений, государственные пошлины, уголовные и административные штрафы, другие виды взысканий в пользу государства и средства от продажи имущества по исполнительным документам, направленным на продажу изъятого имущества в доход государства – поровну и в пропорциональном порядке под отдельным казначейским счётом будут направлены на поддержку граждан, включённых в «Железную тетрадь», «Женскую тетрадь» и «Молодёжную тетрадь».

Кроме того, будут созданы республиканский и территориальные советы. Председателем республиканского совета станет Генеральный прокурор, а на местах – хокимы. Советы будут изучать причины и условия проблем, возникающих в действиях по принудительному исполнению на местах, и будут принимать меры по их устранению.

Нам хорошо известно, что действия по принудительному исполнению всегда воспринимаются спорно и враждебно. Для предотвращения и устранения таких ситуаций на местах будут привлекаться народные депутаты, представители институтов гражданского общества и средств массовой информации.

Теперь будет налажена деятельность 15 межрайонных специализированных отделов, осуществляющих дистанционные исполнительные действия.

Эти отделы будут обеспечивать исполнение сложных и особых дел, будут осуществлять деятельность, в основном, в управлениях, и возьмут на себя дела в делопроизводстве районных и городских отделов. Это позволит сотрудникам не заниматься делами сложной категории и облегчит их объём работы.

- Одним из новшеств в деятельности БПИ станет продажа некоторого имущества через электронную платформу.

- Да, имущество, описанное в бюро, будет храниться в торговых организациях, и будет налажена его продажа на торговых ярмарках. Если товары не найдут своего владельца в течение определённого времени, они будут уценены в установленном порядке.

В целях создания удобств населению при продаже товарно-материальных ценностей в новой системе, с марта будущего года будет налажена прозрачная, открытая продажа описанного имущества по приемлемым ценам в торговых организациях, с использованием электронной системы.

Проще говоря, продажа имущества в торговых магазинах по Интернету, широко применяемая во многих развитых иностранных государствах, создаст удобства населению и возможность продажи продукции по ее стоимости в короткие сроки.

- Несколько раз отмечался большой объём работы государственных исполнителей БПИ. Неравномерное ведение исполнительных дел упирается именно в это. Был принят указ, что теперь изменится в этом направлении?

- Министерством юстиции и министерством труда и социальной защиты населения 4 марта 2011 года было принято постановление «Об утверждении норм объёма работы судебных исполнителей». В данном постановлении был установлен нормативный объём работ судебных исполнителей, временные нормативы работ, выполняемых судебными исполнителями по ведению исполнительных дел. При этом было подсчитано, что судебный исполнитель при осуществлении всех исполнительных действий может завершить делопроизводство в среднем 18,9 дел в месяц.

Исходя из этого, сейчас на государственных исполнителей бюро приходится нагрузка по 130 дел в месяц.

Кроме того, если в начале года в делопроизводстве каждого государственного исполнителя в среднем было 547 исполнительных документов, то по состоянию на сегодняшний день этот показатель составляет 355.

Исходя из указа, установлена также категоризация и соответствие исполнительных документов в делопроизводстве органов бюро.

Ответственные сотрудники центрального аппарата бюро будут вести работу по исполнительным документам, имеющим особую значимость, исполнительным документам, предусматривающим взыскание сумм от 100 000 размеров базовой расчётной величины и более, дела международной категории.

Территориальные управления будут заниматься делами от 50 000 до 100 000 базовых расчётных величин, районные и городские отделы, в свою очередь, делами до 50 000 размеров БРВ.

Это создаст основу для ведения исполнительных дел по конкретным и установленным нормам, работы молодых специалистов и опытных сотрудников на основе профессиональных навыков.

- Есть ли новшества по делам с алиментами, одним из болезненных вопросов бюро? Именно по таким делам возникает много претензий.

- Один из актуальных вопросов в органах бюро связан с выплатой алиментов. Сейчас, из 1 млн 157,5 тысяч исполнительных дел в делопроизводстве более 261 тысяч (в 2019 году – 224 тысячи) относятся именно к алиментам (22,6 процентов).

Или, проще говоря, на 100,6 тысяч обращений, поступивших по поводу исполнения (в 2019 году – 136,5 тысяч), 68,6 тысяч (в 2019 году – 87 860), или 68 процентов приходятся на алименты.

Поэтому, с 1 марта 2021 года, данные платежи будут осуществляться через единую информационную систему исполнения и контроля обязательств по алиментам. Информационный центр, в свою очередь, будет интегрирован с отдельным банковским счётом.

Теперь на имя взыскателей будут открываться пластиковые карты, что даст возможность прозрачного удобного и дистанционного получения выплат по алиментам, без лишних затруднений.

- Пока ещё очень много претензий к сотрудникам органов бюро. Иногда наши граждане оказывают сопротивление, иногда профессиональная культура сотрудников вызывает сомнение. Учитывается ли в акте этот аспект?

- Наши анализы показывают, что состав наших сотрудников – достаточно молодой, потому что бюро – это тоже молодое ведомство. К исполнительным работам привлечены сотрудники, назначенные на должность государственного исполнителя, прямо со студенческой скамьи.

В некоторых исполнительных действиях нужно не только хорошо знать свои обязанности, но и разбираться в нормах культуры поведения, понимать основы психологии. Мы сделали соответствующие выводы из недавних трагических событий.

На этом основании, все сотрудники, устроившиеся до 1 января 2021 года, на основе специальной программы, начнут подготовительные учебные занятия по особым курсам в Академии Генеральной прокуратуры. Работать будут только те, кто удовлетворительно окончил курсы.

На учебных курсах они будут изучать основы профессионального этикета, психологии, решения конфликтных ситуаций и управления временем («тайм-менеджмент».

Теперь, среди сотрудников органов бюро внедрена номинация «Лучший государственный исполнитель года» для поощрения примерных исполнителей. Следует отметить, что такой номинации раньше не было, и этот конкурс послужит толчком для стремления государственных исполнителей к ещё более эффективной организации своей работы.

Проще говоря, мы принимаем меры по дальнейшему укреплению навыков наших сотрудников и поощрению образцовых сотрудников.

Беседовал Аброр Зохидов

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Top