30 ноября Европейская комиссия в досрочном порядке приняла положительное решение по заявке Республики Узбекистан на получение статуса бенефициара Всеобщей системы преференций плюс – «GSP+».
Как отмечают в «Узтекстильпроме», после утверждения принятого решения узбекские производители и экспортеры смогут начать пользоваться односторонними тарифными преференциями при экспорте своих товаров на европейский рынок. При этом количество товарных позиций, которые узбекские производители смогут экспортировать в страны ЕС, вырастет до 6200.
По оценкам экспертов при режиме преференциальной торговли GSP+ ожидаемый объем экспорта текстильной продукции на первоначальном этапе будет составлять 300 млн. долларов США, с последующим его увеличением до 1.2 млрд к 2025 году.
В настоящее время Узбекистаном экспортируется свыше 2.1 млрд долларов текстильной продукции. Большая часть экспортируемой продукции приходится на рынок стран СНГ, Турции и КНР. И всего лишь 60 млн долларов приходится на страны ЕС.
Экспорт в страны ЕС по итогам 2019 года составил 56,7 млн долларов, за январь-октябрь т.г. составил 62,5 млн долларов. В «Узтекстильпроме» ожидают, что в скором времени увеличится заинтересованность европейских стран к сотрудничеству, так как с получением статуса GSP+ узбекская текстильная продукция увеличит конкурентоспособность.
Получение страной статуса бенефициара «GSP+» создаст прочную основу для отечественных производителей-экспортеров текстильной продукции, что впоследствии позволит обеспечить устойчивый рост и диверсификацию ассортимента экспортной продукции (выиграют все и производители пряжи и производители готовой продукции, т.к. коды ТН ВЭД входят в перечень), что также послужит динамичному развитию взаимовыгодных торговых отношений со странами Европейского союза в текстильной отрасли.
К числу потенциальных партнеров можно причислить такие бренды как: H&M, ZARA, Pimkie, Fred Perry, PULL&BEAR, Bershka, Stradivarius, Mango и многие другие компании. Отечественные текстильные предприятия готовы к сотрудничеству в сфере осуществления пошива заказов мировых брендов.
На данный момент Ассоциацией «Узтекстильпром» совместно с европейскими международными организациями ведется работа по улучшению качества продукции. Особое внимание уделяется внедрению европейских стандартов, которые в последующем послужат увеличению экспорта текстиля на рынок ЕС. Так например, для всестороннего продвижения отечественного текстиля совместно с Германским сообществом GIZ, международной консалтинговой компании Gherzi ведется работа разработке стратегии продвижения текстиля в Европе.
Суть GSP (Generalized System of Preferences) состояла в уменьшении или отмене тарифных ставок на определенные виды товаров, произведенных в развивающихся странах и ввозимых развивающимися странами на территорию развитых стран.