12:34 / 18.01.2021
17099

Стало известно, в какую страну чаще всего идет контрабанда валюты из Узбекистана

Одним из важных каналов вывода валюты из Узбекистана является ее контрабанда через границы. Анализ данных, полученных в этой сфере, свидетельствует о росте незаконного вывоза иностранной валюты из Узбекистана в другие страны после либерализации валютного регулирования.

Фото: Shutterstock

Об этом рассказал эксперт Таможенного института Государственного таможенного комитета (ГТК) Фарход Гафуров.

По данным таможенной статистики, в 2019 году имело место более 220 случаев незаконного вывоза денежных средств из Узбекистана в различных валютах.

Наиболее показательна динамика роста незаконного вывоза иностранной валюты из Узбекистана в Кыргызстан. Так, по данным статистики ГТК, если в 2017 году правоохранительными органами Узбекистана были пресечены попытки вывоза в Кыргызстан иностранной валюты в размере более 4,3 млрд сумов, то в 2018 году – более 26,2 млрд сумов, 2019 году – более 27 млрд сумов, а в течение января-сентября 2020 года – 5,6 млрд сумов.

«Активному вывозу валюты на этом направлении способствует слабая контролируемость участков границы между Узбекистаном и Кыргызстаном. В 2017-2019 годах и в течение января-сентября 2020 года все попытки незаконного вывоза иностранной валюты из Узбекистана в Кыргызстан были совершены по следующим направлениям: «Фергана–Верхний Вуадиль», «Наманган–Заркент» (Янгикурганский район Наманганской области), автомагистраль «Ташкент–Андижан» (Язъяванский район Ферганской области), «Наманган–Касансай» (Касансайский район Наманганской области)», - сказал Фарход Гафуров.

Он подчеркнул, что проведенная либерализация валютной политики имеет весьма важное значение для развития экономики Узбекистана по целому ряду направлений, в числе которых привлечение иностранных инвестиций, повышение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, стимулирование экспортеров в дальнейшем наращивании объемов экспорта, а также более эффективное использование валютных ресурсов в национальной экономике. Тем не менее, проведенная либерализация валютного рынка несет с собой и определенные риски, в частности, риски оттока и вывоза валюты из Узбекистана.

На сегодняшний день существуют разнообразные факторы и механизмы вывоза иностранной валюты из Узбекистана в другие страны:

- законные – создание фирм за рубежом с законным участием в них иностранной валюты, открытый перевод средств на зарубежные банковские счета;

- незаконные – финансовые и банковские операции, совершаемые с нарушениями установленных процедур;

- преступные – входящие в компетенцию Уголовного кодекса.

Как показывает практика, основными каналами полулегального и нелегального вывоза иностранной валюты являются:

- заключение фиктивных импортных контрактов;

- преднамеренное нарушение условий договора на поставку товаров по согласованию с зарубежным партнером;

- невозврат валютной выручки;

- использование пробелов в валютном законодательстве, в частности, по операциям в режиме экспорта-импорта;

- невозврат кредитов узбекским заемщиком и выплата завышенных процентов по кредиту, предоставленному банком-нерезидентом;

- создание фирм-«однодневок» и дочерних компаний, зарегистрированных в офшорной зоне;

- контрабандный вывоз товаров и наличной иностранной валюты.

«Вывоз иностранной валюты из Узбекистана в другие страны чаще всего обслуживается посредством межбанковских операций и перераспределением денежных средств внутри компаний с использованием механизма трансфертных цен, внутреннего кредитования и выплаты страховых премий. Основными субъектами вывоза капитала по-прежнему выступают крупные транснациональные корпорации. Контроль за движением валютных средств – это, в первую очередь, контроль над банковскими учреждениями, осуществляющими операции по их переводу», - сказал он.

Такое движение за пределы Узбекистана может осуществляться в двух формах: наличной и безналичной.

Первая форма – это компетенция таможенных органов Узбекистана.

Вторая – преимущественно Центрального банка Узбекистана. Существенным условием также является необходимость того, чтобы средства узбекских юридических и физических лиц находились на счетах именно узбекских банков, ведь если они уйдут на счета зарубежных банков, то окажутся вне досягаемости узбекских контролирующих органов.

«Стоит добавить, что повышенные риски незаконного вывоза валюты в условиях либерализации валютного рынка присущи не только Узбекистану, но и другим странам. Так, ежегодный объем неофициальных валютных операций в мире составляет 67 трлн. долл. США», - заявил специалист Таможенного института.

По мнению эксперта, в будущем для предотвращения незаконного вывоза валюты представляется целесообразным принять следующие меры:

- провести пропагандистскую работу среди населения по разъяснению уголовной ответственности за незаконный вывод валютных средств через приграничные территории;

- создать условия для проведения торгово-валютных операций между предпринимателями Узбекистана и предпринимателями других стран в двух государственных валютах;

- усилить меры контроля валютных операций между предпринимателями Узбекистана и предпринимателями других государств;

- повысить популярность рынка ценных бумаг Узбекистана для привлечения валютных средств;

- усилить меры контроля на слабо контролируемых участках границы;

- ввести поощрения для сотрудников правоохранительных органов, выявивших контрабанду валюты на слабо контролируемых участках границы.

«Эти меры будут способствовать предотвращению контрабанды валюты из Узбекистана в другие страны. Незаконный вывоз иностранной валюты из Узбекистана в другие страны ведет к сокращению предложения иностранной валюты на валютной бирже, что оказывает отрицательное влияние на реальный курс узбекского сума по отношению к иностранным валютам. При этом сокращаются валютные ресурсы страны, снижаются возможности инвестирования в национальную экономику при росте инвестиционного потенциала других стран, что в перспективе негативно влияет на платежный баланс Узбекистана. Следовательно, сокращение вывоза иностранной валюты из Узбекистана в другие страны является одной из важнейших задач экономической безопасности», - заключил он.

Top