12:33 / 19.01.2021
3850
10 предложений по высшему образованию от профессора Менглиева

Несмотря на меры, принимаемые правительством, высшее образование Узбекистана всё ещё «топчется на месте», утверждает профессор Ташкентского государственного университета узбекского языка и литературы имени Алишера Навои Бахтиёр Менглиев.

В статье, предоставленной Kun.uz, профессор выдвинул свои предложения по решению проблем в сфере.

1. Следует предоставить больше свободы студентам. Нужно отменить практику требования посещаемости и формы одежды.

Сегодня на первое место выходит не качество образования, а обязанность посещения занятий.

В связи с этим, преподаватели с низким потенциалом не работают над собой, а студенты проводят своё время неэффективно. Одинаковая форма негативно воздействует на развитие интеллекта студентов, а вопрос одежды становится «главной проблемой» духовности, хотя он и не столь значим.

2. Необходимо предоставить больше свободы профессорско-преподавательскому составу вузов

Известно, что в большинстве вузов до сих пор сохранилось незаконное требование для профессорско-преподавательского состава и даже докторантов – находиться на рабочем месте с 8-9 до 17 часов.

Но ведь у преподавателей вузов, согласно закону, работа сдельная, а не повременная. Это отрицательно влияет на возможность их работы над собой.

Если докторанты целый день будут проводить на работе, это будет препятствовать выполнению их научных планов. Свобода должна охватывать также вопросы организации занятий.

3. Нужно отказаться от излишней бумажной волокиты в высшем образовании и усовершенствовать систему цифрового управления

Излишняя бумажная волокита, «маскируя» объём и качество работы, служит только для того, чтобы создать видимость работы сотрудников и учреждений.

Руководители и преподаватели, «закопавшись» в бумагах, обманывают как себя, так и общество.

Преподаватели вынуждены отражать одно и тоже в 4-5 видах бумаг. К примеру, тема занятия указывается в электронном журнале, на платформе Moodle, в групповом журнале, в календарном плане. Иногда требуют фиксировать её и в журнале кафедры. Следует создать условия для работы с электронными журналами при оценивании студентов в ходе занятия.

4. Следует создать систему представления профессорско-преподавательского состава вузов к государственным наградам

Преподаватели вузов почему-то меньше представляются к государственным наградам, чем школьные учителя, хотя среди них тоже есть немало самоотверженных деятелей науки и образования.

Сейчас представление к награде осуществляется только на основе критерия «нравиться начальству». Тогда как научный, педагогический потенциал преподавателя, его уровень преподавания учитывается крайне редко.

К примеру, сегодня каждый второй певец имеет звание «заслуженный артист», но звание «заслуженный наставник молодёжи» присвоено лишь считанным преподавателям вузов. Ко всему прочему, этого звания удостаиваются люди, которые вообще не заходят в аудитории к студентам.

Нужно учредить звание «Заслуженный учитель Узбекистана». Также, следует создать совершенные критерии и механизм представления преподавателей вузов к государственным наградам.

5. Нужно отменить принудительный труд в вузах

Преподавателям вузов приходится выполнять много работы, не входящей в их нагрузку. В частности, на преподавателя возложено большое количество часов по самостоятельной работе, но они не оплачиваются.

6. Необходимо обеспечить обмен преподавателями и студентами вузов в масштабе страны

Преподаватели и студенты «варятся в своём соку» в стенах своего вуза. Тогда как в разных высших учебных заведениях имеются ведущие специалисты по различным сферам. Это – общая интеллектуальная «собственность» страны. Любой студент любого вуза должен иметь возможность воспользоваться этим потенциалом, поэтому следует разработать законный механизм и создать необходимые условия.

7. Следует создать благоприятные условия для изучения преподавателями опыта мировых вузов, и освободить эту систему от бюрократических преград

Для систематического и целенаправленного изучения передового иностранного опыта нужна среда и условия. Сейчас во многих вузах в этом направлении также действует критерий «нравиться начальству».

Сплошь и рядом наблюдаются случаи, когда специалисты с потенциалом остаются, зато преподавателей, не знающих свой предмет как следует, отправляют за границу.

8. Нужно ввести систему свободного выбора при назначении на все руководящие должности вузов

Руководители в системе образования – локомотивы учебного процесса. Они объединяют коллектив, обеспечивают качество образования, и это – важный фактор. Образование тоже представляет собой коллективный процесс и систему. Сегодня при назначении руководителей вузов мнение коллектива не учитывается.

Заведующего кафедрой должны выбирать члены кафедры, декана факультета – коллектив факультета (преподаватели и студенты), ректора – коллектив университета. Действующие советы вузов, основанные на связях и знакомстве, не могут справедливо выполнять эту задачу, и они значительно устарели.

9. Необходимо быстрее открыть дорогу частным вузам

Движущей силой рынка является фактор спроса и предложения, основанный на конкуренции. Однако сегодня высшее образование работает вне конкуренции, на основе устаревших социалистических требований, не чувствует ответственности за свою «продукцию».

Эта проблему можно решить путём создания негосударственных образовательных учреждений, обеспечивающих конкуренцию в высшем образовании. Поскольку государственные образовательные учреждения не заинтересованы в качестве специалистов, которых они готовят, и это – самый болезненный пункт высшего образования.

10. Следует систематически адаптировать студентов первого курса к учебному процессу в вузе в течение определённого срока (как минимум, несколько недель).

Известно, что первокурсники стихийно усваивают систему высшего образования. Поскольку, они не знают сущности таких необходимых понятий, как институт, университет, академия, кафедра, кредитно-модульная система, лекция, семинар, практическое занятие.

Бахтиёр Менглиев,
профессор Ташкентского государственного
университета узбекского языка и литературы

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Top