Узбекистан | 14:22 / 19.01.2021
9781
14 минут чтения

«Ситуация близка к кризисной». Эксперт об экологии Ташкента, вырубке деревьев и отношении людей

Интенсивная вырубка деревьев в Ташкенте началась несколько лет назад, не прекращается она и сейчас, несмотря на мораторий. К чему приводит бездумная вырубка деревьев, какова в данный момент экологическая обстановка в Узбекистане и как можно ее нормализовать – об этом в интервью Kun.uz с экологом, основателем Общества защиты представителей флоры и фауны «Индиго» Павлом Волковым.

Какова экологическая ситуация в Ташкенте?

С 2016 года воздух в Ташкенте испортился на 400%. Тенденция только усиливается. Если в этом году ситуацию не изменить, воздух станет еще в два раза хуже по содержанию твердых частиц и химических элементов. Основная причина – вырубка деревьев. Вырубка – это одно, а то, что называют санитарной обрезкой, по сути, никакой санитарной обрезкой не является. Санитарная обрезка подразумевает удаление больных нездоровых веток, а остальное не задевать. А они под «санитарной обрезкой» формуют дерево под пальму – пилят, рубят. И продают. У них все идет в ход: мебельным фабрикам – древесину, ствол – на дрова, мелкие ветки – на древесный уголь для шашлыка.

В связи с этим экологическая ситуация в Ташкенте близка к кризисной, катастрофической. Это многие ученые пытаются донести, но их никто не слушает. Вследствие такой ситуации возникают, в том числе и многие заболевания – вирусные инфекции, аллергические астмы и т.д.

Экология – это комплексная среда обитания человека. Если не будет здоровой среды обитания, то и самого человека не будет. В загрязнение экологии вносят свой вклад не только чиновники, но и люди. В супермаркетах огромное количество пластиковых пакетов. Каждую единицу покупателю пытаются положить в отдельный пакет, и никто от этого не отказывается. Затем эти пакеты выкидываются. Они не перерабатываются и идут на мусорные полигоны. Или надувные шары, из которых делаются гирлянды, украшения для праздников и т.д. Через неделю они также становятся кучей мусора, потом с помощью ветра и людей – растаскивается и разбрасывается.

Люди сами разрушают экологию. Равнодушно относятся к вырубке деревьев.

Воздух загрязняется все больше.

Воздух состоит в основном из водорода и кислорода. Без кислорода человек не проживет, это необходимая составляющая жизнедеятельности всего живого.

Загрязнение воздуха идет интенсивно. Гораздо интенсивнее, чем это было 10-20 лет назад. Процесс загрязнения окружающей среды в Узбекистане скоротечнее, чем в западных странах.

– Ситуации, на которые сейчас необходимо обратить внимание? Опишите самые вопиющие, на Ваш взгляд, случаи.

– Утилизация мусора, вырубка деревьев – это все больные точки, на которые должна обратить внимание служба благоустройства при хокимияте. А никто ничем не занимается, кроме пустых разговоров. Взять те же акции, которыми занимались в прошлом году. Например, миллион деревьев пытались высадить. Где эти деревья? Если 1-2% из высаженного прижилось – это хорошо, остальные почти все высохли. Все эти акции по высаживанию миллионов и тысяч деревьев оборачиваются тем, что живые деревья (саженцы) просто закапывают. Делают селфи, хвастаются. Далее за деревом никто не смотрит и оно умирает. С данными акциями происходит попусту убийство деревьев. Посадить дерево легко, вырастить – трудно.

Вопиющий случай – работа службы благоустройства Ташкента, которой так гордится хоким города Джахонгир Артыкходжаев. Она уродует весь город. Нет ни одного правильно обрезанного дерева. Ни одного. Пилят и рубят работники службы как хотят, заявляя, что производят санитарную обрезку. Но это не является санитарной обрезкой. Они попусту отпиливают все ветки, не учитывая ни форм, ни сезонности, хотя это очень важно.

Дерево – живой организм. Его нужно своевременно подрезать, обрабатывать, чтобы зараза не проникала. Ничего из этого не предпринимается. Бездумно пилят и продают на дрова, мебель и т.д. Дерево достаточно сильный организм и все это терпит, не сразу высыхает. Более чувствительные породы, такие как береза, после неверной обрезки погибают практически сразу. А есть достаточно живучие. Такие как сафора, которые и в изрубленном состоянии пытаются расти. Еще раз подчеркну – деревья можно подпиливать, обрезать их ветки. Но все это нужно делать грамотно.

В прошлом году во время мокрого снега в Ташкенте были повреждены более 7 тыс. деревьев. Это также результат неверной обрезки. Когда на дерево падает мокрый снег, больше всего необходим верный баланс. Нижние ветки поддерживают верхние и т.д. Почему деревья  в лесу стоят, не падают? Потому что никто не подпиливает.

При неверной обрезке дерево становится хрупким, не может держать баланс. Каштаны допустим, нельзя подрезать. Если убрать нижние ветки, дерево уже не выдержит нагрузки, погибнет. Сотрудники службы благоустройства хокимията об этом не имеют представления. Низкие зарплаты этих работников не дают им возможности нормального существования. Люди пытаются хотя бы мелочь заработать и пилят ветки.

Экосистему восстановить очень трудно. Но восстановить ее возможно, если ограничить влияние человека. Своим бездействием работники службы благоустройства хокимията принесут гораздо больше пользы.

Уничтожается также гнездовая база для птиц. Птицы всю жизнь помогают человеку бороться с вредителями. А теперь они погибают. Даже 10 лет назад в Узбекистане и стрижей, и ласточек было больше. Птица сама по себе помощник в восстановлении экологии. У любого живого организма своя роль в поддержании экосистемы. Вороны и сороки уничтожают пищевые отходы (те уже не гниют, распространяя болезнетворные бактерии многих заразных заболеваний, а являются пищей для пернатых). А человек своей деятельностью уничтожает их гнездовую и кормовую базу, тем самым лишая их возможности жить.

Неправильная обрезка губит деревья. И если ничего не поменять, ситуация только ухудшается. Люди должны понять, что нет еще изобретения, которое бы перерабатывало углекислый газ в кислород (по крайней мере у нас в Узбекистане). И кроме деревьев и живой экосистемы их ничего не защитит.

– Какой выход из сложившейся ситуации, и какие решение по вышеуказанным проблемам вы можете порекомендовать?

– В Ташкенте нет ни одного дерева не пострадавшего от рук службы благоустройства. Все они изуродованы неверной формовкой. Их нужно просто взять и лечить и это не я придумал. Это правило действовало всегда. Можно вылечить их препаратами, биологическими методами.

Просто нужно взяться и работать над этим. Высохшие уже, благодаря неверной обрезке, деревья срубить, чтобы они не служили рассадником заразы, поедаемые короедами. А еще живые деревья выхаживать подкормкой, минеральными и органическими удобрениями. Так как почва наша тоже обеднела и уже не может в достаточной степени питать деревья.

Снова обращаю на этот момент внимание – желательно обучить этому службу благоустройства. Также и жителей призывать ухаживать за местными деревьями. Спитую чайную заварку, например, можно выкидывать не в мусор, а в качестве удобрения – под деревья. В процессе обрезки соблюдать сезонность, правила обрезки. Обрабатывать места обрезки (хотя бы глиной). Так как свежеспиленная ветка – дорога для всяких бактерий и грибков.

Не нужно изобретать велосипед. Просто соблюдать элементарные экологические правила. Население, в силу своей неграмотности и нерешительности, за всеми этими нарушениями спокойно наблюдает.

В данный момент началась тенденция – привозить в Узбекистан иностранные растения, в том числе и олеандры. Олеандра – ядовитое растение. Очень красиво цветет и ребенок может сорвать цветок и, облизав руку после этого цветка, малыш может умереть.

Чиновники также не понимают, что нельзя акклиматизировать ни одно растение для Узбекистана вне территории самого Узбекистана и продолжают массово закупать саженцы за пределами нашей страны.

Местные растения прекрасно приспособлены к нашей среде, хорошо себя чувствуют, чего нельзя сказать о привозных растениях. Все привозные насаждения накачаны стимуляторами. Год, пока стимулятор действует, растение живет. Позже растение начинает загибаться. Таким образом, пытаться засадить Узбекистан тропическими растениями, довольно бесполезная идея. Да и для фауны, для птиц данные растения никакой пользы не несут.

Привозные растения можно акклиматизировать. В этом ничего плохого нет. Но делается это по-другому: привозят несколько единиц, сажают, ухаживают за ними. Они приживаются. Затем уже их разводят – семенным способом, черенкованием и т.д. Потом начинается массовая засадка.

Резюмируя по поводу рекомендаций – лечить деревья, сохранить что можем. Дальше – приумножать.

– Что необходимо поменять на законодательном уровне?

– Особо менять ничего и не нужно. Необходимо чтобы работали законы.  Вроде штрафы за незаконную вырубку повысились, а толку-то? Служба благоустройства вообще вне закона работает, что хочет, то и делает.

Если законы не работают, резон их менять? Исполнительный аппарат хромает. Нужно менять отношение к закону и экологии.

Для того, чтобы вырастить одно хорошее дерево, необходимо 30-50 лет (если брать чинары, дубы). Человек получит от него очень много пользы – очистка воздуха, тень, увлажнение почвы листьями.

– По каким принципам должны работать службы охраны экологии и природы? Что бы Вы изменили в их работе?

– Необходимо поменять их подход к работе, структуру. Сейчас они не занимаются реальными делами и заняты лишь обработкой статистических данных.

В министерстве экологии, насколько я помню, на руководящих постах в последнее время не было ни одного профессионального эколога. Посты занимают юристы, бывшие хокимы. Эти чиновники административными методами пытаются наладить ситуацию. Но они ведь абсолютно некомпетентны в вопросах экосистемы, не понимают принципов ее функционирования. Следовательно, необходимо полностью менять и подход надзорных органов и структур, привязанных к экологии. В данный момент они атрофированы и бездействуют. Вся их работа – формирование статданных.

Всю систему необходимо кардинально менять. Точечно, не сразу. Взять одну структуру, довести до ума, затем следующую и т.д.

Подобными методами через 3-5 лет можно добиться начала восстановления экоситуации. Полное восстановление займет минимум 10 лет, может и больше.

Можно начать высаживать деревья, которые быстро растут, параллельно высаживая долго растущие деревья. Тысячи молодых саженцев не заменят пользы одного взрослого здорового дерева по приносимой пользе. Одно взрослое вырубленное дерево весит около 10 тонн. То есть 10 тонн молодых саженцев надо посадить, чтобы компенсировать пользу от вырубленного дерева.

Мировые методы можно применять, но многие методы, хорошо работающие на западе, нам попросту не подойдут. Нам необходимо либо их адаптировать, либо разрабатывать свои, уникальные методы ухода за местными растениями.

Опыт других стран

Как говорилось выше – его нельзя бездумно копировать. Можно анализировать. Но он должен быть свой, приспособленный к местности.

Интересная деталь: даже за рубежом, где прижились чинары и другие ценные породы деревьев, за ними очень трепетно ухаживает, они там чуть ли не на вес золота. И правительства их бережет, и население.

Возвращаясь к нашей республике: необходимо менять отношение жителей к деревьям. Так как от экологии в буквальном смысле зависит вся жизнедеятельность страны. Здоровее экосистема – минимизация вирусов и прочего, снижение нагрузки на Минздрав, рост экономики.

Если взять лекарства – почти каждое из них включает в свой состав экстракт того или иного растения. Любое растение имеет свое биологическое свойство, которое благотворно при определенной дозировке. Например, моклюра применяется для лечения суставов, конский каштан – при варикозе.

Справка для населения: высаживают в Ташкенте в данный момент не елки. В основном можжевельники, туи, арчу и кое-где сосны. Елки – это другой вид. Очень долго растут и более капризны. Ничего плохого в высадке можжевельников, туй, арчи и сосен нет. Хвойные очень очищают воздух. В отличие от лиственных они фильтруют воздух не только в сезон, пока листья не опали, но круглый год. Для чего ездят люди отдыхать в Карловы-Вары? Потому что там можжевельниковые леса. Они и туи выделяют фитонциды, губительно действующие почти на все виды вирусов. Так что людям нечего беспокоиться, что высаживается очень много хвойных. Нужны и они, и лиственные. Необходимы  все виды. Должен быть баланс.

И помните: без здоровой экологии невозможно здоровое поколение!

Камила Файзиева

Новости по теме