20:28 / 21.01.2021
2894
Экологический платёж – с кого и сколько будет взиматься? Комментарий специалиста

На портале regulation.gov.uz опубликован проект постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию экономических механизмов в сфере осуществления работ, связанных с бытовыми отходами». Инициатором проекта выступил Государственный комитет экологии и охраны окружающей среды Республики Узбекистан.

В проекте отмечалось, что сейчас в регулировании сферы твёрдых бытовых отходов имеется ряд недостатков и проблемных вопросов, в частности, первичная сортировка бытовых отходов (сбор по отдельности), их утилизация, переработка, обезвреживание, повторное использование, а также финансирование данных мероприятий.

На основании постановления, вводится практика взыскания экологического сбора за бытовые отходы. Естественно, могут возникнуть вопросы, для каких товаров действует данный экологический сбор, кто будет его платить, и в каком порядке, существует ли вообще потребность в этом платеже. Для получения ответа на эти и другие вопросы, мы побеседовали с начальником отдела государственного комитета экологии и охраны окружающей среды Республики Узбекистан Анваром Жабборовым.

Для чего нужен сбор экологического платежа?

Анвар Жабборов отметил, что введение принципа «загрязнитель платит», определяющего необходимость создания соответствующих правовых и экономических основ, предусматривающего возмещение расходов по осуществлению работ, связанных с отходами, теми, кто создаёт эти отходы – является одним из основных принципов Стратегии, утверждённой постановлением президента.

«Изучение действующей системы по работам, связанным с твёрдыми бытовыми отходами, показывает, что сейчас в регулировании этой сферы возник ряд проблем и недостатков. В частности, такие вопросы, как первичная сортировка бытовых отходов (сбор по отдельности), их утилизация, переработка, обезвреживание, повторное использование, а также финансирование.

Сегодня действующие тарифы начисляются только с учётом оказания услуг сбора твёрдых бытовых отходов и их вывоза, но не возмещают расходы на комплексное осуществление работ, связанных с отходами. В результате, в организациях по санитарной очистке не формируются оборотные средства на развитие сфер сортировки бытовых отходов, их утилизации и переработки.

Исходя из этого, возникла необходимость совершенствования экономических механизмов, регулирующих финансирование мероприятий по охране природы в сфере осуществления работ, связанных с бытовыми отходами» - сказал представитель комитета экологии.

Кто будет платить экологический сбор?

На данный вопрос Анвар Жабборов ответил, что плательщиками экологического сбора станут импортёры и производители товаров, установленных проектом постановления Кабинета Министров.

Плательщиками экологического сбора являются производители специально установленных товаров (таблица 1) и импортёры в упаковках (таблица 2).

- В каком порядке взимается экологический сбор? Его будет выплачивать предприниматель-импортёр, местный производитель или покупатель?

- Плательщики экологического сбора сами будут его начислять ежеквартально (исходя из объёма реализованной продукции или использованной упаковки) и предоставлять отчёт.

Экологический сбор будут платить производители и импортёры, и он будет входить в себестоимость продукции. При этом, если производитель или импортёр оптимизируют свои расходы, это может и не повлиять на конечного потребителя. Установленная сумма не так велика. К примеру, за 1 пластиковую посуду для питьевой воды (бутылку) – 18 сумов.

- Чем опасны твёрдые бытовые отходы?

- Сейчас в республике нет централизованной системы сбора опасных бытовых отходов такого типа и их специальной переработки.

Имеющаяся статистическая система осуществления работ, связанных с бытовыми отходами, не отражает данные о потоке своеобразных опасных бытовых отходов, то есть, использованного масла, старых шин, просроченных аккумуляторов и батареек, а также ртутных ламп и упаковочных средств.

Введение экологического сбора в их отношении комментируется такими факторами, как наличие опасности, ресурсной стоимости, необходимость утилизации, особой инфраструктуры для сбора, перевозки, утилизации, переработки и обезвреживания, невозможность закапывания.

Также он сообщил о товарах, входящих в эту категорию, их вредном воздействии и последствиях.

- К примеру, возьмём использованные (просроченные) батарейки и аккумуляторы.

Отходы из использованных батареек в основном собираются в общем потоке твёрдых бытовых отходов и поступают на места сбора мусора или полигоны.

Согласно расчётам специалистов, одна выброшенная средняя батарейка для часов может загрязнить тяжёлым металлом 20 м2 земли.

В составе батареек имеется много живых организмов, таких, как ртуть, никель, кадмий, свинец, литий, марганец и цинк, в том числе, металлы, имеющие свойство накапливаться в организме человека и причиняющие ему серьёзный вред.

Батарейки, невольно выброшенные в мусорные контейнеры, вместе с твёрдыми бытовыми отходами отвозятся на свалки и полигоны, и там, в результате разложения, из батареек выделяются тяжёлые металлы, проникают в подземные воды, и выделяют токсичные вещества под названием «диоксины», активно попадающие в организм человека в процессе горения, не только через дым, но и через дождевую воду. Потом, по цепочке, они переходят в почву, воду и растения.

Также, существует неконтролируемый (нерегулируемый) рынок сбора использованных автомобильных (свинцовых) аккумуляторов. При этом собранные аккумуляторы в большинстве случаев утилизируются кустарными методами с нарушением требований правил охраны природы, труда и здоровья.

Согласно статистическим данным, импорт батареек и их первичных деталей составляет в среднем 65 млн штук (144 тонны) в год. Если учитывать короткий срок их использования (от 1 месяца до 2 лет), можно прогнозировать количество образующихся отходов около 70 тонн в год.

Из-за частого использования люминесцентных ламп, в составе которых имеется ртуть, они являются крайне опасными для здоровья человека и окружающей среды, поэтому следует обезвреживать использованные отходы с ртутным составом на объектах, специализированных на демеркуризации.

Сейчас в республике имеется более 2 800 пунктов сбора твёрдых бытовых отходов, большинство из них не оборудовано специальными контейнерами, предназначенными для сбора или временного хранения отходов такого типа.

Люди не имеют достаточного представления о скрытой опасности отходов, имеющих в составе ртуть, для их здоровья и окружающей среды (в основном, люди выбрасывают их в контейнеры для бытовых отходов). Таким образом, эти отходы поступают в общий поток твёрдых бытовых отходов населения.

Когда ломается ртутная лампа, в составе которой имеется 80 мг металла, появляется более 11 тысяч ртутных шаров диаметром 0,01 см, с общей поверхностью 3,53 см2. При полном испарении ртути в таком количестве, этого достаточно для загрязнения здания объёмом 300 000 м3 до допускаемого уровня концентрации.

Естественно, в ходе использования ртутных ламп, часть парообразной ртути (большая часть) впитывается в стекло и люминофор лампы, но всё же, значительная часть проникает в воздух.

Отходы в виде упаковок из комбинированного материала (Tetra Pak)

Твёрдые бытовые отходы Tetra Pak являются проблемным видом вторичного сырья, одним из самых трудных и неоптимальных видов сырья в сфере переработки.

Согласно расчётам, годовой размер отходов в виде упаковок из комбинированного материала (Tetra Pak) по республике составляет примерно 7 тысяч тонн.

Упаковки из комбинированного материала (Tetra Pak) являются одноразовой продукцией, и такая упаковочная продукция в Узбекистане почти не перерабатывается. Кроме того, их биологическое разложение происходит в течение 400-500 лет, а проблема переработки сырья такого типа макулатуры является актуальной.

Во-первых – техническая причина. Мыть стекло и посуду из ПЭТФ гораздо легче, чем пакеты Tetra Pak. Это комментируется тем, что в упаковках Tetra Pak много различных граней и углов, что усложняет процесс мытья и даже выливания жидкости из них. Жидкие остатки продукции в упаковках начинают разлагаться, и издают неприятный запах, создающий микрофлору гниения для бумажного сырья и другого.

Во-вторых – технологическая причина. Tetra Pak является многосоставным видом вторичного сырья. Способ его переработки путём увлажнения требует много ресурсов (электроэнергия, вода и т.д.).

В-третьих – на Tetra Pak нет спроса, он не имеет ресурсной стоимости, и собрать такие отходы в большом объёме очень трудно.

- Вы знакомы с иностранным опытом по данным вопросам?

- В соответствии с директивами Европейского Союза (ЕС) «Об отходах» и «Об упаковках и упаковочных отходах», введён принцип расширенной ответственности производителя, возлагающий на производителя данной продукции обязательства по сбору, переработке и окончательной утилизации в ЕС, и таким образом, поощряется использование производителем видов упаковок, безвредных для окружающей среды.

Опыт внедрения этой системы можно наблюдать во многих странах Европейского Союза, в том числе, в государствах СНГ – в России, Беларуси и Казахстане.

При этом производители и импортёры товаров обязаны обеспечить утилизацию и (или) переработку отходов, появляющихся после утери некоторыми товарами и упаковками своих свойств.

Для этого производителям или импортёрам следует своими силами организовать данные процессы, или передать данные обязательства другим специализированным некоммерческим организациям на основе договора (за плату) либо осуществить это посредством уплаты экологического сбора.

Законом Республики Беларусь №271-3 «Об управлении отходами» от 20 июля 2007 года установлена административная, экономическая и информационная ответственность производителей и импортёров за отходы, появляющиеся после утери продукцией потребительских свойств.

При этом, ответственность производителя включает приём возвращённой продукции и отходов, возникших после их использования, а также, последующее осуществление работ, связанных с данными отходами.

Почти во всех государствах Европы финансирование сбора, сортировки, утилизации использованной упаковочной продукции осуществляется посредством заключения соответствующего соглашения некоммерческих организаций с промышленными производителями, местной властью и организациями, специализирующимися на сборе и утилизации отходов.

В Германии существует так называемая «Дуальная система». Её сущность заключается в продаже предпринимателям лицензии, предоставляющей право пользования торговым знаком «Der Grune Punkt» (Зелёная точка), избавляющим от обязательного приёма упаковочной продукции и её утилизации.

Организации, получившие лицензию, выполняют маркировку упаковок своей продукции специальным знаком «Зелёная точка». При этом, потребители, увидевшие такой знак на упаковке, убеждаются в том, что после употребления продукции, упаковка обязательно будет утилизирована с минимальным вредом для окружающей среды.

Стоимость лицензии соответствует расходам на переработку с учётом материала, вида и веса отходов упаковочной продукции. Это побуждает предприятия к производству упаковочной продукции с лёгкой утилизацией, сократив тем самым объём использования упаковок и упаковочной продукции.

Выводы

Конечно, осуществление такой работы поможет сформировать конкретные данные, прежде всего, по объёму отходов, утилизации, переработке и (или) их закапыванию.

Также это приведёт к сокращению размера отходов, размещаемых на свалках и полигонах, а также, продлению срока использования полигонов.

Кроме того, это будет способствовать обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в республике, улучшению экологического состояния, предотвращению вредного воздействия отходов на здоровье человека.

Подготовил Йигитали Махмудов

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Top