Изменения, вносимые в избирательное законодательство: какие предложения выдвигают депутаты?
27 января в здании Законодательной палаты Олий Мажлиса состоялась беседа за круглым столом, посвящённая обсуждению актуальных вопросов совершенствования избирательного законодательства. Депутаты и члены комитета выдвинули свои предложения по изменениям, вносимым в избирательное законодательство.
В соответствии со статьёй 83 Конституции Узбекистана, группа депутатов, на основе права законодательной инициативы, представила на обсуждение в Законодательную палату законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием избирательного законодательства».
Настоящим законопроектом предлагается внести изменения и дополнения:
- В статью 117 Конституции Республики Узбекистан;
- В статью 3 Конституционного закона «Об итогах референдума и основных принципах организации государственной власти»;
- В 29 статей Избирательного кодекса Республики Узбекистан;
- В 6 статей Закона «О финансировании политических партий».
В соответствии со статьёй 117 Конституции Республики Узбекистан, выборы Президента Республики Узбекистан, в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, в представительные органы государственной власти областей, районов, городов проводятся соответственно в год истечения конституционного срока их полномочий – в первое воскресенье третьей декады декабря.
Такая же норма имеется в статье 3 Конституционного закона «Об итогах референдума и основных принципах организации государственной власти».
В Избирательный кодекс вносятся следующие изменения:
- исключается обязанность избирательных комиссий по организации встреч кандидатов с избирателями.
- воспрещается использование государственных ресурсов во время предвыборной агитации.
- в целях предотвращения безосновательного затягивания сроков объявления результатов выборов, срок обжалования решений избирательной комиссии сокращается с 10 до 5 дней.
Также, в целях обеспечения прозрачности пользования средствами, выделенными на предвыборную агитацию политических партий, в Закон «О финансировании политических партий» вносится порядок объявления ими промежуточного и итогового финансового отчёта после выборов, а также результатов проверки деятельности партий Счётной Палатой.
В ходе обсуждения закона руководители партий и депутаты-активисты выдвинули свои предложения.
Председатель демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш» Алишер Кадыров обратил внимание на то, что форма отчётности о финансировании деятельности, предусмотренная уставом политических партий и включаемая в статью 8 Закона о финансировании деятельности политических партий, установлена Министерством юстиции.
«Конечно, эта норма используется до сих пор. Никто не предъявлял претензий, и Министерство юстиции, по согласованию с политическими партиями, действовало по этой форме, и процесс отчётности продолжался. Однако практика показывает, что международная общественность после каждых выборов предъявляет какие-то свои претензии к избирательному процессу в Узбекистане. Мы предлагаем, раз уж мы отдали эти полномочия Министерству юстиции, добавить одну фразу: «использовать форму отчёта по согласованию с политическими партиями». Таким образом мы предотвратим претензии в будущем» - сказал Кадыров.
Депутат законодательной палаты Дониёр Ганиев также высказал свои предложения по вносимым изменениям.
«Я поднимал вопрос по изменениям в статьи 6-10 закона о финансировании политических партий, то есть, по открытию счёта в казначействе. У исполнения в казначействе существуют свои требования. Если открыть в казначействе счёт и осуществлять расходы через казначейство, то в первую очередь, при подписании договора, нужно будет обращаться в казначейство, а платёж на основе заказа, и при перечислении денег, операции будут осуществляться только с одобрения казначейства, то есть, представителя исполнительной власти.
Возникает вопрос: не повлияет ли это, в какой-то степени, на независимость политических партий? Потому что, хотим мы того, или нет, казначейство является органом исполнительной власти. То есть, орган при Министерстве финансов. Если политическая партия избирается в Олий Мажлис, то Министерство финансов, если нужно, должно обладать определенной независимостью, иначе, не ограничим ли мы таким образом их самостоятельность?» - сказал депутат.
Новости по теме
09:59 / 12.12.2024
Конституционный суд призвал отменить два полномочия прокуроров
15:56 / 03.12.2024
Литва готова предоставить убежище президенту Грузии
15:54 / 27.11.2024
Кавелашвили выдвинут кандидатом в президенты от партии «Грузинская мечта»
11:24 / 27.11.2024