18:07 / 15.02.2021
6724
Какова тенденция популяризации электромобилей в Узбекистане?

За последние 3 года в Узбекистан были импортированы всего 183 электромобиля. Почему электромобили не столь распространены в Узбекистане?

Фото: Reuters

Во всём мире отказываются от автомобилей, передвигающихся с помощью топлива. Какие меры принимаются правительством Узбекистана по данному вопросу?

С 1 января 2019 года был отменён таможенный платёж за импорт электромобилей в Узбекистан, в июле того же года отменили и акцизный налог. Сейчас для импорта легкового автомобиля достаточно оплатить таможенный сбор в размере 20 евро, и 15-процентный НДС.

В декабре 2020 года было принято постановление Кабинета Министров «О дополнительных мерах по поддержке приобретения и сдачи в аренду автотранспортных средств, использования электромобилей и мототранспортных средств, а также развития велосипедного путешествия по стране».

Согласно постановлению, установлена разработка концепции по производству легковых автомобилей и мототранспортных средств, передвигающихся с помощью электродвигателя, на предприятиях АО «Узавтосаноат».

Также, Министерством финансов, при формировании Государственного бюджета на 2021 и последующие годы отменены сборы при приобретении или временному ввозе авто- и мототранспортных средств, передвигающихся посредством электродвигателя, их регистрации в органах внутренних дел.

Кроме того, президент Шавкат Мирзиёев 13 января текущего года на собрании по вопросу трансформации отрасли машиностроения отметил необходимость инвестирования в производство 50-60 тысяч доступных автомобилей и электромобилей.

Теперь остановимся на другой стороне вопроса. Постановлениями правительства предусматривается отказ от топливного транспорта, однако инвестиционная программа на 2021-2023 годы предусматривает производство автомобилей 7 компаниями в ближайшем будущем.

Однако, только в одном из этих проектов (с австрийской компанией «Parsalpine Management GMBN» в Карманинском районе Навоийской области) планируется производство электромобилей.

Электромобили имеют ряд следующих преимуществ:

  • Двигатель электромобилей не выпускает газов, вредных для окружающей среды, поэтому воздух будет загрязняться меньше;
  • Двигатель электромобиля сокращает расход традиционного топлива, так как заряжается от электроэнергии (за счёт альтернативной энергии);
  • При столкновении с электромобилями сенсор столкновения отключает батареи, и электромобиль автоматически останавливается;
  • В электромобиле меньше запасных частей, поэтому он более надёжен, и в результате, будет меньше расходов на ремонт и техническое обслуживание;
  • Наличие возможности стандартного заряжания батарей от электросети значительно сокращает расходы;
  • Автомобиль издаёт меньше шума, когда передвигается или трогается с места;
  • Электродвигатель находится в режиме электромагнитного тормоза, поэтому имеется возможность экстренного торможения.

Сколько электромобилей было импортировано в Узбекистан?

По данным Государственного комитета статистики, в республику в 2018 году было импортировано 13, в 2019 году – 39, в 2020 году – 131 электромобиль.

В 2020 году в республику импортировано в 10 раз больше электромобилей по отношению к 2018 году.

В 2020 году электромобили были импортированы из следующих государств:

  • 92 – из Китая;
  • 13 – из Южной Кореи;
  • 7 – из Грузии;
  • 7 – из США;
  • 5 – из Германии;
  • 7 – из других государств.

Статистика показывает, что более 70 процентов электромобилей были импортированы в Узбекистан из Китая.

По данным аналитической компании Canalys, в 2020 году продажа электромобилей на мировом рынке увеличилась на 39 процентов по отношению к 2019 году, и в течение года было реализовано 3,1 млн электромобилей.

Какие инвестиционные проекты могут быть реализованы в ближайшем будущем?

В текущем году в Узбекистане будет реализован проект по созданию электромобилей на базе автомобиля Labo. Начальная себестоимость электромобиля Labo составит около 10 тысяч долларов.

Также, с 1 октября 2022 года в Коканде начнётся производство электромобилей по цене 3 тысячи долларов. Предусматривается производство 2 тысяч электромобилей в год. Проект на 30 млн долларов будет реализован в сотрудничестве с китайской компанией «Silk Road Company».

Кроме того, распространилась новость о том, что сейчас АО «Узавтосаноат» ведёт переговоры с британской компанией «Bentley» по производству новых электромобилей с 2021 года. По неофициальным данным, под этим брендом могут выпускаться 6 видов гибридных автомобилей.

Почему электромобили не столь популярны в Узбекистане?

Многие считают, что электромобили не особо распространены в Узбекистане по техническим причинам. Потребители беспокоятся о том, что если в таких автомобилях возникнет неисправность, будет очень проблематично найти для них запчасти.

Также, не все регионы республики стабильно обеспечены электроэнергией, поэтому, явно, возникнут проблемы с зарядкой электромобилей.

Одним из факторов, ограничивающих приобретение электромобилей, является отсутствие по республике пунктов зарядки, или долгое время на зарядку относительно доступных по цене электромобилей.

К примеру, электромобиль Reno Z по примерной цене 14 тысяч долларов может преодолеть 200 км на полной зарядке. Для полной зарядки автомобиля нужно чтобы он простоял 6 часов под напряжением 220 вольт, и 2 часа под напряжением в 390 вольт. В результате, водителю, который едет, например, из Хорезма, придётся потратить как минимум 10 часов времени на зарядку транспорта.

С другой стороны, относительно комфортабельные электромобили стоят гораздо дороже. К примеру, электромобили Hyundai Kona, производимые в Южной Корее, продаются в автосалонах Узбекистана за 35 тысяч долларов.

По словам продавца автосалона, цена складывается из корейской цены и дорожных расходов в размере 31,1 тысяч долларов, а также уплаченого НДС в размере 2 700 долларов США за импорт транспорта в Узбекистан.

Подготовил Достон Ахроров

перевод: Анастасия Ткачёва,
Диана Султанова

Top