Узбекистан | 21:15 / 25.02.2021
11703
6 минут чтения

В «Худудгазтаъминот» прокомментировали автоматическое отключение приборов учета газа за неуплату

В социальных сетях обсуждается тема автоматического отключения электронных приборов учета в связи с неуплатой потребителями за услуги газоснабжения. При этом некоторые абоненты связывают отключения с несуществующей задолженностью и начислением пени.

Как сообщили в пресс-службе «Худудгазтаъминот», в настоящее время в более чем 769 200 домохозяйствах уже установлены современные приборы учета газа, которые интегрированы с системой BillingGaz. Большинство смарт-счетчиков установлены в 22 районах/городах, вошедших в так называемую «красную зону», где имеется большое потребление природного газа, низкая платежная дисциплина и большие потери. 

В частности, 135 709 современных смарт-счетчиков установлены абонентам Ташкентского, Зангиатинского и Кибрайского районов Ташкентской области. В октябре 2020 года приборы учета газа были полностью подключены к системе АСКУГ. В процессе их установки в этих регионах выявлено еще 10 465 неучтенных потребителей. Таким образом, если по итогам четвертого квартала 2019 года в три района было поставлено 327,4 млн. куб. м. газа, из которых 161,3 млн. куб. м. (49%) составляли потери, то после установки новых приборов учета достигнут баланс между потреблением и оплатой. 

«Рассмотрим ситуацию на примере Янгиюльского района и города Янгиюль Ташкентской области. В настоящее время количество абонентов составляет 55 641, а дебиторская задолженность за использованный природный газ превышает 2,4 млрд сумов. В настоящее время в 16 970 домохозяйствах установлены «умные» счетчики, подключенные к системе АСКУГ, что позволит отрегулировать ситуацию с дебиторской задолженностью. Наглядным примером этому может послужить махалля «Дархон» Янгиюльского района, где в большинстве домохозяйств имеются дворовые теплицы. В МСГ число потребителей природного газа составляет 337, которым в декабре 2019 года было поставлено 180,5 тыс. куб. м. газа на 68,6 млн сумов. При этом оплата за потребленное топливо за указанный период не достигала 50%. В 2020 году в махалле «Дархон» были установлены новые приборы учета газа. И если в январе 2021 года потребителям было поставлено 288,3 тыс. куб. м. газа на 110,9 млн сумов, то оплата за него составила 215,3%», - говорится в сообщении.

В результате в настоящее время внедрение системы АСКУГ в первую очередь в районах/городах так называемой «красной» зоны, позволяет выстроить доверительные взаимоотношения между поставщиками газа и потребителями, обеспечить прозрачность системы, внедрить новую платежную дисциплину.

«То есть теперь конфликтные ситуации, связанные с взаимоотношениями «продавец-покупатель» останутся в прошлом, поскольку поставщик качественно и в полном объеме будет оказывать услуги, а покупатель, в нашем случае потребитель, оплачивать их своевременно и в полном объеме. Чтобы заранее оповестить потребителя об автоматическом прекращении подачи природного газа за неуплату, АО «Худудгазтаъминот» систематически рассылает SMS оповещения, информирующих потребителей о необходимости погасить задолженность в течение трех дней», - отметили в пресс-службе.

Исходя из того, что система АСКУГ является новой для восприятия, SMS оповещения рассылаются не единожды. В случае неуплаты абонентом имеющейся задолженности за природный газ, подача топлива прекращается в автоматическом режиме.

Вместе с тем, внедрение системы АСКУГ выявило случаи ошибочного начисления задолженности за природный газ. Специалисты всех газоснабжающих организаций изучают каждый подобный факт. Как показал анализ, нереальная дебиторская задолженность возникла в результате внесения неверных показаний с приборов учета газа в систему BillingGаz в предыдущие годы, а также из-за неисправности счетчиков газа либо стороннего вмешательство в их работу.

В настоящее время специалисты АО «Худудгазтаъминот» и его подразделений на местах принимают обращения граждан по аналогичным вопросам, проводят сверку абонентской карты в системе BillingGаz с предоставленными квитанциями. В случае подтверждения ошибки в задолженности составляется акт, согласно которому вносятся изменения в абонентскую карту и производится перерасчет.

«Необходимо отметить, что специалисты газоснабжающих организаций не имеют права самовольно вносить изменения в систему BillingGаz, поскольку подобные действия являются незаконными. Уточним, что потребители природного газа переведены в абонентскую базу АО «Худудгазтаъминот» с 1 августа 2020 года. Для урегулирования вопросов, связанных с ошибками в начислении задолженности, ведется системная работа с партнерскими организациями, которые ранее являлись ответственными за внесение показаний и взаиморасчеты за потребленный газ», - рассказали в компании.

Кроме этого, у потребителей возникают вопросы, связанные с начислением пени.

Отмечается, что согласно действующему договору между абонентом и поставщиком природного газа, оплата за использованное топливо должна производится до 10 числа каждого месяца. При несвоевременной оплате стоимости поставленного газа в сроки, оговоренные в договоре, потребитель уплачивает поставщику пеню согласно договору на поставку газа. Население уплачивает пеню при несвоевременной оплате за газ в размере 0,1% за каждый день просрочки, но не более 50% суммы просроченного платежа.

В «Худудгазтаъминот» сообщили, что установка современных приборов учета газа, подключенных к системе АСКУГ, продолжается. Для создания дополнительных удобств населению и предупреждению возникновения очередей в газоснабжающих организациях, все взаиморасчеты между поставщиками газа и потребителями переводятся в режим онлайн. Если у абонентов отсутствуют спорные вопросы, создана возможность отслеживать объемы потребления природного газа, оплату и пеню через персональный кабинет. 

Новости по теме