Общество | 17:54 / 06.03.2021
7073
13 минут чтения

О мессенджере Telegram, онлайн-образовании и бизнесе. Беседа с Темуром Бакиевым

Нашу жизнь невозможно представить без всевозможных гаджетов. Чаще всего мы пользуемся удобным и доступным мессенджером Telegram, который, зачастую, заменяет нам живое общение. Корреспондент Kun.uz побеседовал на эту тему с SMM-специалистом Темуром Бакиевым.

- Telegram является не только платформой для общения, но и содержит различные каналы. Как можно зарабатывать на этом?

- Начнем с популяризации Telegram. В Узбекистане Telegram стал набирать популярность около 4-5 лет назад. Однажды, если помните, WhatsApp заблокировали, мы перестали друг другу отправлять фотографии и, поэтому, постепенно перешли на Telegram. Удивительно, что сейчас WhatsApp работает, но тогда он почему-то работать перестал. Это была первая волна популяризации мессенджеров, они очень активно вошли в нашу жизнь, и мы осознали их удобства. Зрители младше 30 лет, наверное, уже не помнят то время, когда мы общались с помощью SMS. Тогда мы пользовались mail.ru-Agent, ICQ, но я не могу сказать, что они были очень популярными, потому что тогда рынок Узбекистана ещё не был заполнен таким количеством смартфонов. Ведь приложение Telegram в Узбекистане в 85% случаев используется на смартфонах.

- Качество Интернета в Узбекистане оставляет желать лучшего.

- Вы правы. Порог вхождения тогда был достаточно высокий. Если помните, тогда смартфон стоил 300-400 долларов. В принципе, и сейчас это немалая сумма, но для тех времён это были очень большие деньги. Вторая волна популяризации Telegram наступила при появлении возможности открытия Telegram -каналов. На самом деле, этот инструмент был заимствован Павлом Дуровым (основателем Telegram) у его предыдущего детища – Вконтакте. Что касается истории мессенджера Telegram, он по своей структуре очень похож на Reddit.  Есть такая социальная сеть, популярная в США, а в Узбекистане она не столь известна. Основной функцией этой сети является создание каналов, то есть, пользователь создаёт ветку обсуждения на определенную тематику, и, соответственно каналы. Нечто подобное было выполнено и в Telegram.

Соответственно, вторая волна началась с появлением Telegram-каналов, имеющих социальный характер. Причина популяризации канала Kun.uz кроется, в том числе, в этом. 5-6 лет назад узбекоговорящее население испытывало серьёзный информационный голод. Тогда люди могли узнать новости из вечерней программы «Ахборот», или из газет.

Русскоязычное население не сталкивалось с такой проблемой, потому что они могли читать новости на российских сайтах, в соцсети Facebook, которая, кстати, до сих пор не особо популярна среди узбекоязычного населения. Причиной возникновения этого информационного голода стало незнание не только русского языка, но и кириллицы. По-моему, в 1993 году был принят закон о введении латиницы, и школьное образование перешло полностью на латиницу. Поэтому люди моложе 30 лет практически не сталкивались с кириллицей. Сейчас наша молодёжь лучше знает английский, чем русский.

Вот пример из моей личной практики. Большие международные бренды, я не буду упоминать название, всю свою коммуникацию вели либо на русском языке, либо на узбекском языке, но на кириллице. То есть получается, что 80% аудитории совсем не понимала их коммуникацию.

- В основном, молодые.

-Да. Это касалось товаров народного потребления. Они являются основными рекламодателями, поэтому у них самые большие бюджеты. Крупные компании вели свою коммуникацию на языке, непонятном для основной массы. Именно этот информационный голод повлёк появление Telegram-каналов. Снизились требования для их открытия. К примеру, для открытия сайта нужен программист, сервер, редактор, который будет его вести. А главное, редакционная политика.

- То есть, Telegram-каналы облегчили эту работу?

- К примеру, человек, интересующийся футболом, открыл свой Telegram-канал, так как это поле было свободным. Он начал вести канал, выкладывать туда информацию. Это понравилось пользователям, и количество подписчиков стало увеличиваться.

Существуют также технические причины популяризации Telegram. У нас Интернет стоит довольно дорого. На мой взгляд, 80-85 процентов узбекистанцев пользуются мобильным Интернетом. Доступ к проводному интернету имеют всего 2-3 млн пользователей из 21 млн.

Почему у нас развит Telegram, но у Facebook, Instagram не так много пользователей? Потому что они требуют более мощного подключения, там не подойдёт 3G, а нужно LTE. Обновление ленты в Facebook, Instagram потребляет очень много трафика. Тогда как Telegram работает даже при слабом приёме 3G. Упрощена работа с фотографиями, видео. Мы видим, что, когда мы делаем рекламный пост с видео размером больше 5 Мб, количество просмотров резко сокращается, потому что люди не будут смотреть видео большого размера.

Получается, что Telegram идеально вошёл в нашу среду. Он дешёвый, доступный, может работать с 3G. Важно понимать, что всего 30% населения Узбекистана проживают в Ташкенте и Ташкентской области, а остальные граждане живут в регионах, и испытывают трудности с Интернетом.

Следующий фактор – это выход на рынок дешёвых смартфонов Xiaomi стоимостью до 100 долларов (не подумайте, что это реклама). До их появления рост уверенно шёл вверх, а после – началась геометрическая прогрессия. Тогда резко снизился ценз в 400 долларов. Люди, соответственно, начали приобретать телефоны, и первое, что они устанавливали, это был Telegram, так как им все пользуются.

- Люди перестали даже звонить друг другу.

- Да, это так. У большинства узбекистанцев до сих пор нет Google-аккаунтов, почты. То есть, в нашей стране не развит классический маркетинг с рассылками с фишингом, и т.д.

- Я тоже знаком с людьми, у которых нет аккаунта. Они идут на рынок «Малика» и платят там деньги, чтобы им открыли аккаунт.

- Так и есть. Для многих становится проблемой скачать приложение, потому что у них нет Google-аккаунта. Поэтому у нас плохо развивается Facebook, ведь там нужно зарегистрироваться, а люди не могут.

Ситуация постепенно выправляется, потому что молодёжь сейчас очень продвинутая, владеет английским языком. К сожалению, в стране был такой период, когда на образование обращали мало внимания. Дети торговали на рынке вместо учебы, а их родители находились в России на заработках. Соответственно, дети были предоставлены сами себе, и не стремились к образованию. Сейчас этому поколению уже 30-35 лет.

- Зато эти люди стали учить своих детей.

— Это очень отрадно, ведь все прекрасно понимают, что на рынке все вопросы не решить. Поэтому сейчас образованные люди пользуются большим спросом в Узбекистане.

Кстати, вы спрашивали, как заработать в Интернете. Открываются онлайн-школы, и это прекрасная возможность для заработка онлайн. Я как эксперт считаю, что спрос на онлайн-образование будет только расти. Мы пережили 2020 год, но, со всей вероятностью, с чем-то подобным мы ещё столкнёмся, поэтому нашему поколению следует стать более приспособленными.

- В последнее время люди, наоборот, хотят традиционного образования, все уже устали от онлайн-режима.

- Согласен. Здесь присутствуют психологические моменты, потому что людям очень важно личное общение. Однако, многие международные компании отправили большинство своих сотрудников «на удалёнку», а некоторые компании собираются оставить 20-25% людей на дистанционной работе. Это – международный тренд. К этому нужно привыкать.

 - Как детям правильно пользоваться Telegram?

- Детям обязательно нужно ограничить доступ к Интернету, к смартфону, потому что, во-первых, мы не можем подвергнуть всё строгой цензуре. Мы не можем дать гарантию, что они там не увидят какую-то плохую рекламу, перейдут по ссылке, попадут под какое-то тлетворное влияние. Это может случиться, где угодно. Они – дети, у них ещё не сформировалось правильное миропонимание.

К тому же, Интернет сильно затягивает. Если вы обращали внимание, у маленьких детей невозможно отнять планшет или смартфон, и это становится как наркотик. Поэтому я лично ограничиваю свою дочь, мы строго определяем количество мегабайтов в день, и ограничиваем время для 30 минут в день, не более. Нужно обязательно быть в курсе, что скачивает ребёнок, что он смотрит.

- Допустим, многие родители последуют вашему слвету. А как же тогда зарабатывать в Интернете?

- С этим как раз проблем не будет, потому что, когда человек достигает совершеннолетия, он волен делать всё, что угодно. К примеру, до сих пор телевидение считается самым мощным рынком рекламы. Однако, в США цифровой рынок обогнал телевидение, и люди очень редко смотрят телевизор, возможно, только спортивные трансляции. Думаю, что со мной согласятся многие. Блогеры в YouTube делают передачи намного интереснее, чем по телевизору. Мне кажется, что контент в Узбекистане оставляет желать лучшего. У нас нет шоу, интересных программ, и наше телевидение, откровенно говоря, не дотягивает до уровня других стран.

- Давайте перейдём к бизнесу.

- Открыть Telegram-канал и продавать там что-то очень легко, для этого не нужно быть специалистом.

- Согласен, это просто и недорого. Но эффективнее ли, чем на телевидении?

- Это требует очень больших денег, и порог вхождения там очень высокий. Если мы говорим об эффективной рекламе, она должна часто повторяться. Мы должны четко понимать, что, например, даже реклама на суперпопулярном Telegram-канале, вряд ли сразу даст большой результат. К примеру, показывают рекламу обуви, но она мне сейчас не нужна. Через неделю я снова увижу эту рекламу, и заинтересуюсь ею. А увидев в третий раз, вы вспомните, что вам нужна какая-то обувь, и пойдёте покупать. Поэтому очень важна частота контакта, ведь человек может невнимательно просмотреть рекламу, или этот товар ему не нужен. 5 лет назад рынок Telegram был довольно дешёвым, а сейчас уже нет.

- Рекомендуете ли вы онлайн-образование?

-Да. Причины заключаются, в том числе, в политической географии. У нас очень молодая республика, средний возраст населения Узбекистана составляет 25-27 лет. Многие хотят получить высшее образование, но гигантское количество людей остается за бортом. Ведь на рынке всего не решить. Да и рынки уже не пользуются таким спросом, как раньше, их постепенно вытесняет Интернет-торговля.

Кстати, что касается массового рынка в сетевых магазинах, у них имеется большой потенциал для роста. Если взять Россию, Казахстан, там многие делают покупки онлайн. А у нас большая часть населения до сих пор ходит на рынки, в магазины. Многие говорят, что это – часть нашей культуры, я согласен. Но считаю, что рост сетевых и онлайн-магазинов к нам ещё придёт. Telegram поможет в этом отношении.

Следует отметить, что для серьёзного роста нужны серьёзные инвестиции. Каким бы хорошим ни был товар, нужно уметь его правильно рекламировать, и осуществлять правильную доставку. Также, следует правильно оценивать себя и свои силы. Реклама – это инструмент для добавочной стоимости. То есть, если люди вас знают, они готовы платить за бренд. А этих знаний можно добиться только рекламой.

То есть если вас знают, люди готовы платить за бренд. Знания о бренде можно добиться только рекламой.

Беседовал Бобур Акмалов

перевод: Анастасия Ткачёва,
Диана Султанова

Новости по теме