16:42 / 11.03.2021
3612
Теперь работники народного образования будут повышать квалификацию ежегодно – беседа с ректором института имени Авлони

Качество системы образования напрямую зависит от качества преподавания в системе. Качественное образование связано с квалификацией учителей. Корреспондент Kun.uz побеседовала с ректором научно-исследовательского института изучения проблем и определения перспектив народного образования имени Абдуллы Авлони Аюбхоном Раджиевым, о работе, проделанной в этом направлении.

Аюбхон Раджиев

- Какие изменения произошли в системе повышения квалификации учителей?

- Сейчас в образовании ежедневно происходят какие-то изменения. Методы обучения, ещё вчера считавшиеся эффективными, сегодня могут не отвечать требованиям времени. Сведения о преподавании каждого предмета обновляются ежемесячно. Естественно, основной субъект интенсивно меняющегося образования – учитель, также должен соответственно развивать свои знания, навыки и квалификацию.

Постановлением главы государства №ПП-4963 «О мерах по внедрению системы поддержки научно-исследовательской деятельности и непрерывного профессионального развития в сфере народного образования» по кардинальному обновлению сферы повышения квалификации, введён новый порядок в сфере. В соответствии с действующим порядком, работники народного образования, в том числе, учителя, один раз в 5 лет привлекались к месячным курсам повышения квалификации. Теперь они смогут совершенствовать уровень своей квалификации не один раз в 5 лет, а каждый год, по возможности – каждый день.

Для этого вводится «система непрерывного профессионального развития на протяжении всей жизни», подразумевающая ежегодное повышение квалификации работников народного образования. Согласно прежнему порядку, к повышению квалификации каждый год привлекались только 20 процентов, тогда как согласно новому порядку, 100 процентов учителей будут повышать свою квалификацию ежегодно. Если раньше они обучались на 144-часовых курсах повышения квалификации один раз в пять лет, теперь они будут привлекаться к такой учёбе ежегодно, не менее, чем на 36 часов.

Следует отметить, что отныне работники народного образования смогут повышать свою квалификацию не в учреждениях повышения квалификации в ведении Министерства народного образования, а, по своему желанию, в любых высших образовательных учреждениях регионов, или в негосударственных образовательных учреждениях. Это повышение квалификации является абсолютно бесплатным, и будет осуществляться через электронную платформу. То есть, будет создана возможность обучения учителя в любое время и в любом месте.

С 1 марта текущего года, районные отделы народного образования наладили повышение квалификации методистов по предмету через электронную платформу «Непрерывное профессиональное образование» научно-исследовательского института имени Абдуллы Авлони. С июня такая возможность будет создана для директоров общеобразовательных школ.

- Вы говорили об отказе от промежуточного теста и защиты квалификационной работы в новой системе. Пересдача для слушателей, не прошедших итоговые тесты, будет осуществляться без ограничений. Будет ли установлен определённый срок?

- При прежнем порядке итоговые тестовые испытания имелись на месячных курсах. В целях постепенного перехода к системе непрерывного профессионального развития, некоторые курсы будут продолжаться в течение одного месяца. Однако, там сняты все ограничения по сдаче итоговых тестовых испытаний. Теперь слушатель может сдавать тесты неограниченное количество раз, пока не достигнет положительного результата. Это создаст возможность устранения коррупционных фактов в сфере.

ha1wovvOy7R3zGiZV-HNGb--lJ9tkcV0.jpg (1280×687)

dWlU6IjjdPkx7lYRgg3JmKZttxLhKquR.jpg (1280×683)

Согласно новому порядку, обучение на курсах повышения квалификации будет состоять из усвоения краткосрочных учебных модулей. Естественно, при этом не будет итоговых испытаний. Каждый учебный модуль завершается контрольными вопросами, тестами или кейсами, с помощью которых можно будет определить степень усвоения. Темп усвоения учебного модуля и сроки сдачи итоговых испытаний будут устанавливаться самим учителем.

Конечно, целесообразно усвоить каждый учебный модуль в течение определённого срока. Именно в этот срок нужно выполнить задания по учебному модулю. Сейчас этот срок не ограничен, то есть можно усвоить учебный модуль в течение года. Работник сможет повторно изучить модуль, пока не наберёт достаточное количество баллов.

- Если учитель и за это время не сможет показать достаточный результат, будут ли приниматься меры в его отношении?

- В соответствии со статьёй 46 закона «Об образовании», каждый учитель обязан регулярно повышать свою квалификацию, проходить периодическую аттестацию на соответствие занимаемой должности. Учителя, своевременно не усвоившие программы по повышению квалификации по неуважительным причинам, не допускаются к процессу аттестации, то есть, они не пройдут аттестацию. Это рано или поздно повлечёт принятие мер, предусмотренных трудовым законодательством о соответствии учителя занимаемой должности.

Считаю, что учитель, не желающий работать над повышением своего профессионального мастерства или не имеющий такого потенциала, не может преподавать нашим детям.

- В чём заключается цель привлечения негосударственных образовательных организаций к системе повышения квалификации? За счёт каких средств негосударственная организация будет повышать квалификацию работников народного образования?

- Согласно новому порядку, будет ликвидирована монополия государственных образовательных учреждений в сфере переподготовки и повышения квалификации работников народного образования, и установлена возможность участия негосударственных образовательных организаций в данных процессах. Естественно, привлечение негосударственных образовательных учреждений сформирует здоровую конкурентную среду в сфере. А здоровая конкуренция приведёт к повышению качества образования.

Расходы негосударственных образовательных организаций на повышение квалификации работников народного образования будут возмещаться за счёт средств государственного бюджета, выделенных для этой сферы.

- Каким будет профессорско-преподавательский состав для обучения учителей при повышении квалификации онлайн? Может быть, изменится только форма, а содержание останется прежним?

- Нет, содержание будет обновляться ежемесячно. Профессорско-преподавательский состав, создающий контент для курсов повышения квалификации, должен постоянно работать над собой, проводить изыскания и ежемесячно обновлять содержание учебных модулей. Преподаватели будут получать зарплату только за новый или усовершенствованный учебный модуль, то есть, за обновлённый контент.

Учебные модули, не отвечающие требованиям времени, будут исключены из программы курса, значит, вместо них нужно будет создать новые. Преподаватели, не способные осуществлять такие регулярные обновления, не смогут работать в сфере. Поэтому они регулярно будут работать над созданием новых учебных модулей и совершенствованием имеющихся.

- Контент будет создаваться по предыдущим модулям?

- Нет, новые учебные модули будут разрабатываться на основе изучения профессиональных потребностей работников народного образования. Масштаб потребностей никогда не сокращается. Потому что человек, достигший какой-либо цели, постарается достичь следующей. Значит, будут созданы новые учебные модули, и этот процесс продолжится без ограничений. Профессиональное развитие работников народного образования будет продолжаться непрерывно, в течение всей профессиональной деятельности.

- Как будет контролироваться образовательный процесс педагогов при непрерывном повышении квалификации?

- Управление образовательным процессом педагогов при непрерывном повышении квалификации представляет собой сложную систему. Почти 450 тысяч работников будут выбирать и усваивать учебные модули для повышения квалификации по индивидуальным траекториям профессионального развития, составленные исходя из их потребностей. Одновременно кто-то может начать учебный модуль, кто-то – усваивать, а кто-то уже заканчивать. Мы понимаем, что, если учитывать количество работников народного образования и представляемых им учебных модулей, управление сложной системой с большим количеством элементов невозможно без современных информационно-коммуникационных технологий.

Поэтому управление образовательным процессом педагогов при непрерывном повышении квалификации будет автоматизировано на основе специальной электронной платформы. В процессе такого управления будет минимизирован человеческий фактор.

- Целью является дальнейшее повышение уровня педагога. Когда мы увидим результаты изменений, планируемых в системе повышения квалификации?

- Результаты новой системы непрерывного профессионального развития проявятся через год-два. Это, прежде всего, отразится на мировоззрении, знаниях и навыках школьных учителей и руководителей. Раньше работник был вынужден усваивать программу курса без учёта его личных потребностей, один раз в 5 лет, а теперь он, исходя из собственных желаний и потребностей, сам будет формировать и усваивать содержание курса.

Таким образом, учитель, исправивший недостатки в своих знаниях и навыках и усвоивший новшества, конечно, поднимется на одну ступень в плане качества. Значит, повысится и качество образования в классах, где он преподаёт. Если учитывать, что эти изменения произойдут в отношении всех учителей, специалистов и руководителей системы народного образования, действительно, результаты станут заметными в масштабе системы уже через 1-2 года.

Беседовала Гулмира Тошниёзова

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Top