09:11 / 16.03.2021
8019
Избиратели – это не только водители. Об оскорбительном посте Кушербаева, его удалении и уведомителях о нарушении правил

Депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Расул Кушербаев назвал заработок посредством фотофиксации нарушений правил дорожного движения формированием общества «козлов». По словам депутата, человек, ради небольших денег заявляющий о нарушении правил другим гражданином, может продать и Родину, если ему предложат побольше.

Фото: KUN.UZ

Расул Кушербаев на своём Telegram-канале опубликовал пост об отправителях фотографий с нарушениями правил в ГСБДД. Пост в форме видеообращения прокомментирован депутатом следующим образом: «О тех, кто устанавливает частные радары, фотографирует нарушителей правил, и зарабатывает на этом деньги: если они сегодня продают людей за 10 тысяч сумов, завтра могут продать Родину за 100 тысяч сумов».

Через некоторое время он удалил этот пост. Но видеообращение, словно вирус, стало распространяться по разным Telegram-каналам.

В последнее время общество разделилось на два фронта по вопросу фотофиксации нарушений правил с отправкой в государственную службу безопасности дорожного движения. Кто-то одобрил слова Кушербаева, кто-то выступил против, а кто-то обвинил его в популизме.

Да, некоторые изначально оправдывают такие действия, а некоторые (в основном, водители), абсолютно их не поддерживают. Даже ссылаются на то, что подобные дела не к лицу мусульманам.

Я тоже решил высказать своё личное субъективное мнение и некоторые соображения по данному вопросу.

Немного о себе: вожу машину с 2006 года. По возможности, стараюсь не нарушать правила. Верно, 1-2 раза в год плачу штраф, без этого никак. Бываю в областях, попадаю «под радар», превысив скорость на незнакомых дорогах. В целом, там, где меня остановили и оштрафовали за нарушение правил, я стараюсь не повторять подобного, езжу очень аккуратно. Считаю, что у многих такая ситуация.

О чём говорят цифры на дорогах?

По данным главного управления безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел, притом, что в отдельные месяцы, после введения карантина, было ограничено автомобильное движение по республике, в январе-сентябре 2020 года в Узбекистане произошло почти 4300 ДТП. Пострадали 3886 человек, 1293 человека погибли. За три квартала 2019 года этот показатель составил 4804 ДТП, 5058 пострадавших и 1398 погибших.

Больше половины из почти 4 млн нарушений правил за 9 месяцев 2020 года – 2,1 млн являются грубыми нарушениями правил.

ГУБДД МВД ещё не опубликовало окончательную статистику за 2020 год. Результат приобретёт ещё более зловещий оттенок, это несомненно. Добавьте ещё и нарушения правил, которые никто не видел, и разделите их на более 3 млн автомобилей в Узбекистане.

Инициатива, вызвавшая претензии

Конечно, грубые нарушения правил можно устранить только с помощью штрафа. Сотрудники ДПС не могут проконтролировать все дороги своими силами. Установка камер на дорогах и перекрёстках также не даёт результата. Потому что просмотр и выявление нарушений правил на тысячах камер требует массу рабочей силы.

Поэтому можно понять ГСБДД, попросившую помощи у граждан и пообещавшую вознаграждение за «бескорыстные услуги». Цель – не «вытрясти последнюю копейку у бедняка», как думают многие, а хоть немного привести в порядок движение на дорогах.

Водители (особенно, таксисты) возмущаются тем, что активные граждане, вооружившиеся телефоном «на благо отечества», фотографируют не по-настоящему грубые нарушения правил, угрожающие жизни людей, а автомобили в местах, где стоянка запрещена. Для некоторых это уже стало профессией (Это только предположение, точного доказательства нет). Потому что штраф за эти правонарушения – не маленький, 735 тысяч сумов. Почти половина средней зарплаты в Узбекистане. Таксисты в месяц зарабатывают примерно 3 млн сумов. Получается, что один штраф «съедает» сразу четверть их дохода.

Вот поэтому и появляются разговоры о «крысах», «шпионах», «кляузниках», «козлах», «отнимающих хлеб у бедных», «занимающихся не мужским делом», и «зарабатывающих деньги нечестным путём».

Нарушать правила дорожного движения нельзя, прощать это, сокращать размеры штрафов – тоже не годится. Особенно, когда правило нарушается умышленно. Те, кто возмущается, практически не говорят об этой стороне вопроса. Поскольку, если сотрудник ДПС выявит и оформит эти нарушения правил – к нему нет никаких претензий.

Можно ли убить двух зайцев одним выстрелом?

Можно!

Нужно полностью охватить камерами зоны в больших городах, где стоянка запрещена. Раз такой знак установили, значит там нужна и камера. Штраф большой, поэтому всё окупится.

Не нужно принимать у граждан видеоматериалы по этим нарушениям правил, и не выдавать им вознаграждения.

Как-то говорили о предоставлении установки камер и радаров частным предпринимателям. Такие зоны можно передать предпринимателям посредством аукциона (ИП и юридическим лицам). По сути, какая разница, кто установит эту камеру: государство или фирма? Цель – фиксировать нарушения правил и не допускать их повторения.

Конечно, в этой ситуации нужно штрафовать запечатлённые на камеру автомобили, стоявшие в запрещённом месте в течение определённого промежутка времени, скажем, более 1-5 минут. Не таксистов, которые высаживают пассажира.

Или, как за границей, в крупных городах нужно организовать департаменты при местных хокимиятах, занимающиеся парковкой, которые сразу грузят автомобили-нарушители в эвакуатор, и увозят на штрафную площадку.

Ещё один важный аспект: нарушения правил, фотографируемые в ходе движения, нужно принимать только с изображениями видеорегистратора автомобиля, где указана дата и время. Потому что другой водитель может хорошо оценить, насколько опасная ситуация возникла из-за водителя, нарушившего правила.

Нужно полностью фиксировать на камеру нарушения правил на участках с высоким риском опасных ситуаций (на светофорах). Такие места следует передать частным фирмам и предпринимателям посредством аукциона.

Поскольку на наших дорогах немало как лиц, сделавших своей профессией фотографирование нарушений (к ненависти водителей), так и водителей, регулярно нарушающих правила. Это угрожает чьему-то пути, времени, здоровью. Те, кто водят машину, не могут со мной не согласиться. Все мы сталкиваемся практически каждый день с ситуациями, когда кто-то «летит» на красный свет со встречной полосы загруженной дороги.

Такие водители нарушают правила именно потому, что этого не видят сотрудники ДПС. Конечно, им не понравится, когда раскроется такое умышленное нарушение правил. Но с появлением «фотографов» многие стали смотреть по сторонам.

Поэтому не нужно полностью отказываться от этой инициативы. В любом случае, она послужит приведению в порядок наших дорог, сокращению нарушений правил среди водителей. Многие страны, которыми мы восхищаемся, давно ввели такое положение.

А Кушербаеву и его единомышленникам следует немного подумать, от кого они собираются получить «дивиденды» (Уважаемый депутат, за вас будут голосовать не только водители, но и пешеходы. В Узбекистане пока только одна машина на 10 человек).

Шухрат Шокиржонов, журналист Kun.uz

P.S. Хочу поделиться некоторыми своими предложениями. Нужно пересмотреть некоторые штрафы. К примеру, за парковку на автобусных остановках и тротуарах следует увеличить штрафы до 3 БРВ. Владельцы автомобилей не вправе занимать пешеходные зоны, и за это их нужно наказывать.

Необходимо полностью отказаться от установления штрафов «в первый раз столько-то», «во второй раз столько-то». Всё равно фоторадары записывают штрафы регулярно попадающим водителям, будто бы они совершили нарушение впервые в течение этого года. Можно оставить только штрафы за превышение скорости на более чем 20 км/час, более 21-40 км/час и более 41 км/час.

Следует увеличить количество фоторадаров в населённых пунктах, расположенных у главных магистральных трасс. Нужно снизить лимит скорости перед школами и детскими садами на краю магистральных трасс до 50 км/час в рабочие дни, и конечно же, установить радары.

Top