Узбекистан | 21:30 / 03.04.2021
7559
8 минут чтения

Станет ли гранат новым стратегическим направлением для фруктового сектора Узбекистана?

В последние годы в Узбекистане уделяется особое внимание выращиванию граната. В ближайшем будущем в республике прогнозируется увеличение годового объёма производства не менее, чем на 600 тысяч тонн. Также, в 2026 году спрос на гранат на мировом рынке может достичь 23,14 млрд долларов.

Площадь гранатовых плантаций в Узбекистане активно расширяется. В сентябре прошлого года мы сообщали о планах доведения общей площади гранатовых садов в Ферганской области до 20 тысяч га к 2025 году. Намечается сбор урожая более 200 тысяч тонн в год. В частности, в Риштанском и Алтыарыкском районах на территории 1400 га были созданы новые гранатовые сады. Также, Министерство сельского хозяйства объявило об увеличении гранатовых плантаций в Кашкадарьинской области на 2 тысячи гектаров.

Кроме того, по данным УзА, в 2021-2022 годах в Сурхандарье предусмотрено создание гранатовых садов на 9 432 га, и доведение объёма годового урожая до 300 тысяч тонн в ближайшем будущем.

Если учитывать планы Ферганской, Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областей, а также плантации, имеющиеся в других регионах страны, прогнозируется, что в ближайшие 5-10 лет годовой объём производства граната в республике превысит, как минимум, 600 тысяч тонн.

Правда, нужно сказать, что всё это пока что лишь грандиозные планы, реализации которых может помешать множество факторов.

Во-первых, климат Узбекистана не особенно подходит для выращивания граната. Даже в южных регионах страны земля зимой замерзает. Это превращает выращивание граната в сложный процесс, даже на площади 1 га. Если посадить гранатовые деревья на десятках и сотнях тысяч гектаров, сложно представить, как можно будет их защитить от зимних холодов.

Во-вторых, это показатели огромного урожая, планируемые в данном бизнесе. Если сравнить их с настоящими планами, то оптимизм несколько утихнет.

В-третьих, мировой рынок граната постепенно растёт, но там нужны высококачественные фрукты определённых сортов, тогда как в Узбекистане уделяется внимание местной селекции, не очень дорогой и не пользующейся особым спросом на мировом рынке.

Если производство будет расти так быстро, а выращивание традиционных местных сортов продолжится, Узбекистану было бы целесообразно подумать о переработке граната промышленным способом.

Гранат используется не только в пищу, его можно применять в пищевой, косметической, и даже фармацевтической промышленности, пишет East Fruit. 

Узбекистан пока не является основным участником международного рынка граната, поэтому, неизбежно, он столкнётся со сложностями экспорта при реализации новой продукции. Страна экспортирует в среднем от 10 до 15 тысяч тонн граната, и почти весь этот экспорт приходится на страны постсоветского пространства. Постепенное увеличение поставок граната на рынки Южной Кореи и ОАЭ может дать какую-то надежду нашей республике.

Каков спрос на гранат на мировом рынке?

Узбекистан может стать одним из крупнейших поставщиков Центральноазиатского региона и лидером по выращиванию этого фрукта в мире.

Несмотря на малую долю граната в общем обороте плодовоовощной продукции в мире, его потребление растёт быстрыми темпами. С 2014 по 2018 годы общий глобальный объём импорта граната возрос на 24 процента. Многие специалисты рынка отмечают, что глобальный рынок граната разрастается очень быстро. В период пандемии спрос на гранат увеличился из-за его свойств укрепления иммунитета.

Использование граната в косметической и фармацевтической промышленности

Гранат обладает двумя уникальными ботаническими свойствами, очень полезными для здоровья.

В семенах и кожуре граната имеется сильный антиоксидант «Пуникалагин», активность которого почти в три раза выше по сравнению с красным вином или зелёным чаем. Также, пунициновая кислота, получаемая из семян граната, имеет сильное биологическое воздействие. Благодаря своеобразным свойствам, гранат всегда пользовался высоким спросом на мировом рынке, и, несмотря на увеличение площади гранатовых садов во многих странах мира, цены на гранат на мировом рынке продолжают расти.

Согласно исследованиям Министерства торговли и промышленности Индии, общий глобальный рынок граната и гранатовых семян в 2018 году был оценен в 8,2 млрд долларов, и, по прогнозам, к 2026 году этот показатель вырастет почти в три раза и достигнет 23,14 млрд долларов.

Основным фактором, лежащим в основе этого прогноза, является рост спроса на продукцию, изготавливаемую из гранатового сырья. Из гранатового порошка производятся соки и различные напитки.

Кроме того, гранат используется не только в пищу, но и применяется в косметической промышленности, и используется здесь в широком масштабе. Самым большим сегментом рынка по переработке граната является его потребление в виде порошка. В течение последующих 5 лет прогнозируется средний годовой рост этого сегмента на уровне 4,8 процентов.

Второе место в доле рынка занимают соки из граната, концентраты, используемые для производства соков, сиропов и соусов. Вместе с тем, растёт популярность косметической продукции, изготовленной из гранатового сока и граната (экстракты зёрен, семян, кожуры и др.).

Крупнейшие государства по импорту и экспорту граната

Крупнейшими потребителями граната в мире является население Азии и Тихоокеанского региона, потребление которых составляет примерно половину (45-50 процентов) от общего. Следующие позиции занимает Европа (20 процентов), Северная Америка (15 процентов), Ближний Восток и Африка (10 процентов), а также Латинская Америка (5 процентов).

Индия, Иран и Китай являются государствами-лидерами по выращиванию граната. Также, спрос Китая на гранат значительно превышает объём местного производства, поэтому Китай является также крупным импортёром граната.

Для сведения, 1-2 ноября 2019 года в ходе визита премьер-министра Китайского государственного совета Ли Кэцяна в Узбекистан было подписано соглашение по экспорту граната в Китай. До этого у Узбекистана не было разрешения на ввоз граната на китайский рынок.

Примерно 65 процентов общего объёма потребления граната в мире приходится на пищевую промышленность. Остальные 35 процентов используются в косметической и фармацевтической промышленности.

Другие мировые крупные производители граната – Турция, Иран, Тунис, Перу, Израиль и Азербайджан являются основными конкурентами Узбекистана в странах Европы и России. Кроме того, в большинстве из этих стран период сбора граната совпадает с этим периодом в Узбекистане.

Россия, в основном, импортирует гранат из Турции. В число крупных поставщиков входит также Иран, Азербайджан, Египет и Перу. В последние годы Узбекистан и Грузия вошли в число стран, активно увеличивших поставку граната в Россию.

Тенденция по широкомасштабному выращиванию граната в Узбекистане, несомненно, вызывает интерес. Однако, перспективы этого бизнеса будут зависеть от решений, принятых производителями, обсуждения уровня выращивания продукции и перерабатывающих технологий.

Новости по теме