22:00 / 28.04.2021
7001

«Нам нужно больше фильмов, раскрывающих наш менталитет» - молодой кинорежиссёр-узбекистанец в Турции

Очередным гостем проекта Kun.uz Uzbek.Life стал Мухаммад Али Дониёров, победитель конкурса короткометражных фильмов и сценариев в Турции.

«На будущее я поставил перед собой цель показать и напомнить людям, что существуют такие понятия как «совесть», «нравственность», «честность», «семья» - говорит молодой режиссёр.

- Мухаммад Али, мы знаем вас как победителя конкурса короткометражных фильмов и сценариев, проведённого Турецкой организацией по правам человека и равенству (TIHEK). Об этом был опубликован материал на нашем сайте. В начале беседы расскажите о себе и своей деятельности.

- Родился я в Ташкенте. В семье нас трое братьев. Отец – учитель математики, геометрии. Мать – учительница английского языка.

- Вы участвовали на кинофестивале в Турции с короткометражным фильмом под названием «Дыхание» («Soluk»), являетесь автором сценария фильма. Как зародилась идея этого фильма, и как проходил съемочный процесс?

- После моего приезда в Турцию, сложилась определённая ситуация в материальном плане: человеку всё равно нужно работать. Я в чужой стране, пришлось зарабатывать, кормить семью.

У меня был товарищ. Мы работали с ним вместе на складе. Однажды его мать заболела, нужно было сделать операцию. На операцию понадобилось 9 тысяч лир на турецкие деньги (сейчас – 1100 долларов – ред.). Товарищ сказал начальнику: «Выдайте мне 9 тысяч лир, я отработаю. Можете удерживать с моей зарплаты». Но хозяин не согласился. А его матери становилось всё хуже. Потом этот парень каким-то способом нашёл деньги, и, слава богу, вылечил мать. Так и появилась идея фильма.

В фильме показано то же самое: мать парня больна бронхиальной астмой. Он идет к начальнику, просит денег, аванс. Начальник отказывает.

Здесь я хочу добавить. С детства я любил наблюдать за тем, что происходит вокруг. Возможно, моё увлечение режиссёрской работой началось именно тогда. Когда ездил в метро, в автобусе, смотрел на лица людей и думал: «Из него получится хороший актёр, этот сможет сыграть такую-то роль». Я понял это уже потом, когда занялся этим делом.

Хочу сказать, что небольшого фрагмента реальных событий, прожитой жизни, как говорят турки – «tetikleyici olay» (дрожжей), по-моему, вполне достаточно для какой-то истории. Человек создаёт рассказ на основе момента, который его впечатлил, а потом можно снять кино на основе этого рассказа. Путь, который я выбрал – брать из жизни основные моменты, писать рассказы с добавлением событий реальной жизни, потом писать сценарий и снимать.

- В масштабе Узбекистана и Турции ежегодно проводится много национальных и международных кинофестивалей. Это – прекрасная возможность для молодых кинематографов, только что попавших в сферу кино. Что дали такие фестивали лично вам?

- На самом деле, для чего нужно участвовать со своими фильмами в фестивалях? У всех свои причины, в основном, социальные: это может быть боль за народ, за нацию. К примеру, общество, где многие пьянствуют, берут взятки, угнетают женщин. Это, на самом деле, печаль целого народа. Если человек почувствует эти горести, напишет рассказ, а потом – сценарий, ему и в голову не придёт продавать этот фильм на фестивале, или зарабатывать на нём деньги.

Моя основная цель участия в фестивалях – это, чтобы мой фильм увидело больше людей. Я даже радуюсь, когда его показывают онлайн, потому что появляется ощущение: «Значит, я могу объяснить и передать людям свои переживания».

- Как выпускник медиа-академии Стамбула, как вы оцениваете образование в сфере кино на примере Турции. В чём заключается его своеобразие?

- В медиа-академии мне понравилось, что там собрались известные мастера Турции, знающие своё дело. Эти наставники – профессионалы, люди, вращающиеся в сфере кино. Я прочитал в отделе сценариев академии, что мой педагог также был сценаристом. Он преподавал ученикам теорию, но адаптировал эти занятия под учеников. То есть, не просто «время прошло, и ладно».

Я – узбек, поэтому тогда мне трудно было понимать турецкий и выражать на нём своё мнение. Тем не менее, мой наставник отдельно работал со мной, давал дополнительные задания, и уделял мне особое внимание.

- Сегодня киноискусство стало целой промышленностью. Турция является второй страной по продаже сериалов после США, и ежегодно получает миллионы долларов дохода от этой сферы. На ваш взгляд, какой опыт мы должны изучить и усвоить в данном направлении?

- По-моему, главное – система работы. Система работы в Турции очень качественная. Считаю, что хорошей поддержкой является материальная сторона. Потому что в Турции в этой сфере вращаются большие деньги. То есть, если человек материально заинтересован, и ему нравится эта работа, он будет стараться изо всех сил.

- Значит, когда творческий человек материально обеспечен, он может уделять основное внимание творчеству. То есть, его ничего не отвлекает, верно?

- Конечно. Но у всех по-разному. К примеру, некоторые люди могут заниматься творчеством, работая в другой сфере. Многие из наших наставников – такие люди. Они работают в других местах, к примеру, снимают рекламу, но в свободное время пишут сценарии. Сейчас они продолжают работу режиссёра. Или вообще занимаются другими делами, скажем, коммерцией, но всё же, не бросают свою сферу.

По-моему, это зависит от человека. Я имею в виду не творческих людей, а технические группы. Верно, если человек не обеспечен материально, ему не будет покоя. А когда нет покоя, творчество не получится.

Как вы заметили в начале вопроса, в Америке и в Турции развито производство сериалов. Это превратилось в промышленность, то есть, в фабрику: выпускают и продают. Честно говоря, я не очень интересуюсь этой отраслью, превращающей кино в промышленность в бизнес. Но мы находимся внутри неё.

- Сегодня перед узбекской национальной кинематографией стоит очень много проблем, которые нужно решить. От кадрового вопроса до уровня фильмов. На ваш взгляд, как можно решить эти проблемы?

- Низкопробные фильмы существуют во всех странах – в России, в Турции, в Голливуде. Почему? Потому что этого хочет определённая часть аудитории. К примеру, пристрастие молодёжи к TikTok. Рынок подобных вещей всегда присутствует.

По-моему, человек, прежде чем за что-то браться, должен уяснить для себя, что он хочет, зарабатывать деньги или приносить пользу людям? Я хочу объяснить людям, что у меня на душе.

Кино в основном делится на два вида: коммерческие и художественные фильмы. Большинство голливудских фильмов – коммерческие. Но фильмы Андрея Тарковского, известного турецкого режиссёра Нури Билге Жейлана или корейского режиссёра Ким Ки Дука – художественные, тяжёлые фильмы.

- Мы живём в период интенсивного развития техники, технологий, информации. Естественно, есть много информации, которую мы можем и должны увидеть, услышать, прочитать. Но наше время ограничено. По вашему мнению, какие фильмы нужны для современной аудитории в таких условиях?

- Фильмы о менталитете. Такие фильмы есть, но их очень мало. К примеру, узбекские классические фильмы. В детстве мы смотрели фильмы про Алишера Навои или Бабура. Нужно снимать побольше таких фильмы. Потому что, как говорится: «Если хочешь поднять народ на ноги, похвали его предков».

Не все фильмы должны быть историческими: там могут быть отображены события о сельской жизни. По-моему, если снять фильмы, отображающие национальные обычаи, это будет интересно как для нашего народа, так и для иностранцев. Мне нравится этот момент в иранском кино. В этих фильмах отражаются ценности, традиции Ирана. То есть, когда вы смотрите кино, и отдыхаете, и получаете информацию о стране, о её национальных ценностях.

Мне кажется, что нашей сильной стороной сейчас может стать идея. Мы только выиграем, если создадим фильмы о национальных ценностях, о нашей религии.

- Вы – молодой режиссёр. Какие у вас цели и мечты?

- Человеку всегда сложно ответить на этот вопрос. Один режиссёр из Польши говорил: «Кино не может изменить мир, но люди, посмотревшие кино, могут изменить мир». То есть, они могут сделать мир лучше.

Исходя из этой мысли, я поставил перед собой цель напомнить людям об их исконных ценностях, показать, что существуют такие понятия как совесть, нравственность, честность, семья.

Беседовал Отабек Тиллаев

 перевод: Анастасия Ткачёва,
Диана Султанова

Top