19:17 / 31.05.2021
2222
Количество предприятий с долей государства за 4 года сократится на 75 процентов. Для чего нужна приватизация?

Сейчас количество предприятий с участием государства в Узбекистане составляет 2 541. В 2021-2025 годах предусмотрено сократить это число на 75 процентов. Как это повлияет на экономику и жизнь населения? Для чего нужно приватизировать государственные активы?

Фото: Shutterstock

Вопрос о причинах приватизации предприятий с долей государства и её воздействии на экономический рост в последнее время звучит часто, потому что крупные государственные предприятия начали реализовывать.

Спорный вопрос в центре темы связан с отсутствием достаточного опыта у Узбекистана. К тому же, сомнения вызывает прозрачность этой реализации.

Сколько государственных активов будет приватизировано?

Агентство по управлению госактивами обнародовало данные о том, что количество предприятий с долей государства в Узбекистане составляет 2 541, половина из них (1 210) созданы в форме унитарного предприятия. По данным агентства, в стратегии, предназначенной на 2021-2025 годы, установлено сокращение количества предприятий с участием государства на 75 процентов в течение 4 лет.

В частности, до конца года ожидается реализация более 550 государственных активов, в том числе, бизнес-центр «Пойтахт», торговый центр «Малика», гостиница «Ичан калъа», административные комплексы, несколько банков и крупных имущественных комплексов города Ташкента.

Согласно указу президента от 2020 года запланировано выставление на торги 479 предприятий и 15 объектов недвижимости, осуществление подготовки 62 предприятий к приватизации, трансформация 32 предприятий и отраслей и совершенствование деятельности 507 рынков. Кроме того, на торги будут выставлены 386 объектов, указанных в предыдущих постановлениях и 559 объектов, полномочия на реализацию которых предоставлены хокимам.

Для чего нужна приватизация?

Из мирового опыта известно, что приватизация государственных предприятий оказывает значительное позитивное воздействие на развитие экономики. Сейчас по показателям государственного владения предприятиями Япония занимает ведущую позицию в мире (5 процентов). В США этот показатель составляет 11 процентов, в Германии – 18, в Южной Корее – 22 процента. В Узбекистане государство владеет 55 процентами предприятий.

По словам специалистов, высокий уровень участия государства в экономике мешает взаимной конкуренции, вызывает такие серьёзные проблемы, как монополии, коррупция и конфликты интересов.

К сожалению, у нас такие проблемы тоже присутствуют. Возможно, приватизация призвана для их решения. Ведь имеется несколько крупных государственных активов, которые продолжают играть роль излишнего бремени для экономики.

В свою очередь, правительство также говорит о неэффективности деятельности многих государственных предприятий. К примеру, на одном из заседаний в прошлом году президент Шавкат Мирзиёев раскритиковал ответственных лиц за такие проблемы.

«Честно говоря, и раньше принималось много постановлений по приватизации. Но ни один руководитель не оставил кабинет, и не поделился знаниями и методикой на местах. Поэтому многие предприятия и объекты так и не реализованы. Они не приносят пользы ни государству, ни предпринимателям» - говорил он.

Недавно министр финансов Тимур Ишметов рассказал о выставлении на торги двух небольших банков. До конца года планируется приватизация крупного банка.

«Это приведёт только к положительным результатам. Во-первых, Министерство финансов избавится от государственных банков, то есть, иждивенцев. Потому что они регулярно просят денег и ресурсов. От них только расходы. С другой стороны, это обязательно принесёт качество» - отметил министр.

Получается, что приватизация государственных предприятий с невысокой эффективностью управления, работающих только в убыток, в первую очередь, важна для бюджета, для снижения расходов.

Также, в течение долгих лет и сейчас большая часть предприятий с долей государства функционируют в системе индивидуальных доходов, но общих убытков. Почти половина валового внутреннего продукта страны приходится на долю таких предприятий, но большинство их осуществляет неэффективную деятельность. Эти предприятия становятся дополнительным бременем для государства, и оказывают негативное воздействие на конкурентную среду в этой сфере из-за предоставленных им тарифов, налоговых и других льгот.

Приватизация может дать положительный результат при повышении налоговых поступлений и модернизации предприятий. Вместе с тем, откроется широкий путь для важного звена экономики – развития частного сектора.

В свою очередь, следует отметить, что процессы приватизации сейчас значительно ускорились. Это может свидетельствовать о том, что государство стремится решить подобные проблемы.

Главной целью достижения результатов, преследуемых в процессе приватизации, должен стать учёт интересов инвесторов на основе принципов прозрачности и конкуренции, исходя из интересов народа и государства.

С одной стороны, конечно, хорошо, что неэффективные предприятия продаются предприимчивым людям, которые могут наладить их работу. Но большую значимость имеет реализация по оптимальным ценам и надёжным покупателям. Только тогда имущество попадёт к своему истинному владельцу, а за счёт развития этого предприятия увеличится заинтересованность государства и народа.

О проблемах в приватизации

Согласно данным, в Узбекистане за прошедшие 30 лет приватизировано более 33 тысяч государственных предприятий и объектов.

Однако, не приняты современные законы, регламентирующие такие вопросы, как управление государственным имуществом, его приватизация и проведение аукционов.

Да, существует закон о приватизации, принятый в 1991 году, но в нём приведены положения, действовавшие 30 лет назад. Значит, для обеспечения функционирования процесса приватизации на основе эффективных, систематических и чётких требований, в первую очередь, необходимо укрепить законодательную базу.

Другая проблема заключается в том, что несмотря на приватизацию тысяч государственных предприятий, в сфере до сих пор не создана система, отвечающая мировым стандартам. Поэтому говорится о начале сотрудничества с рядом международных организаций и экспертов. Однако процесс приватизации уже начался, и ясно, что нужно осваивать опыт быстрыми темпами.

Далее - объективность и прозрачность процесса. При этом обязательно нужно участие общественности. Но в данном направлении существенных результатов также не достигнуто.

Пришло время наладить регулярное предоставление отчёта парламенту и общественности о ходе приватизации и её результатах. Верно, агентство Госактивов публикует объявления о торгах предприятий с долей государства. Но важно и обсуждение общественности по вопросам реализации или отказе в реализации.

Кроме того, в результате приватизации предприятий с крупными активами, высока вероятность сокращения рабочих мест. После чего могут возникнуть проблемы с занятостью. В таких условиях следует разработать систему социальной поддержки. Но пока данных об этом не предоставлено.

В целом, приватизация принесёт республике пользу в зависимости от объективности и соблюдения интересов государства и народа. И если чиновники пытаются приобрести государственную собственность без тендеров и аукционов, или другими незаконными путями (такое часто встречается) в своих интересах, это будет ничем иным, как изменой всей стране и народу Узбекистана.

Исломбек Умаралиев 

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Top