От проекта до вступления закона в силу за 7 дней. Что изменилось в законе о банковской тайне?
В Узбекистане внесены изменения в закон «О банковской тайне». Соответствующий закон был одобрен в Сенате 26 июня, а подписан уже 28 июня. Законодательная палата обсудила законопроект в трёх чтениях за один день.
Такая оперативность встревожила представителей банковской и финансовой сферы. Kun.uz изучил причину этого беспокойства, и то, что на самом деле изменилось в законе.
Известно, что этот закон вызвал беспокойство у представителей общественности по нескольким причинам.
Во-первых, в законодательство о банковской тайне изменения были внесены тайно и очень оперативно. Общественность узнала об этом, только когда закон попал в Сенат.
Во-вторых, ни инициаторы закона, ни Центральный банк не сообщили о сущности изменений достаточно чётко и понятно.
В-третьих, нет подробной информации о том, для чего нужны эти изменения. Не прозвучало обоснованных заявлений в отношении тревог по поводу угроз неприкосновенности банковской тайны.
«Банки не нужны?» - опасения общественности
Ряд представителей банковской и финансовой сферы опасаются, что после автоматического предоставления данных о банковской тайне в прокуратуру и следственные органы закон «О банковской тайне» потеряет свой смысл.
Законодательная палата Олий Мажлиса успела обсудить этот законопроект за один день в трёх чтениях. Об этом сообщает депутат парламента Дониёр Ганиев в ответ на вопросы, заданные в Twitter:
- Вносятся изменения в закон «О банковской тайне». Когда вы успели?
- На заседании во вторник мы одобрили его сразу в трёх чтениях. Вы же знаете, иногда появляется вдохновение при принятии некоторых законов, и мы работаем быстро)))
Я до сих ничего не понял, предложил не торопиться при принятии закона ещё во втором чтении, и, как обычно, навлёк проблемы на свою голову)))
- То есть, вы успели обсудить «срочный» проект в трёх чтениях?
- По словам ответственного комитета, законопроект глубоко изучен в рабочих группах, и нет причины для беспокойства)))
Что это за изменения?
Согласно предыдущей редакции закона «О банковской тайне», во всех случаях требовалась санкция прокурора для получения следователями и дознавателями данных, относящихся к банковской тайне.
На основании внесённых изменений, этот порядок упростился: теперь правоохранительные органы могут получить сведения о наличии у граждан счетов в банках автоматически из базы данных Центрального банка. На это не нужна санкция прокурора.
В соответствии с законом, сведения о наличии у гражданина счёта в банке являются банковской тайной. Теперь следователям не нужна санкция прокурора, чтобы узнать эту тайну. Но факты, не требующие получения санкции, ограничены только этим: то есть, чтобы узнать сведения о наличии средств на счету, размере остатка, транзакциях или кредитной задолженности, как и раньше, необходима санкция прокурора.
Эта сущность основных изменений в новом законе недостаточно раскрыта в официальной информации, распространяемой парламентом и Центральным банком. Kun.uz попросил дополнительные комментарии в пресс-службе Центрального банка.
«Проще говоря, следователь или дознаватель сможет узнать лишь о наличии банковских счетов у юридических или физических лиц. На этих счетах может находиться всего 1 сум или 1000 сумов, но это останется в тайне. Только при наличии санкции прокурора можно будет узнать, сколько денег имеется на счету, или находится ли оборот счета в рамках уголовного дела» - сообщила пресс-служба Центрального банка.
В комментарии отмечается разработка программы, предоставляющей следователям и дознавателям возможность автоматического определения наличия или отсутствия банковских счетов подозреваемых лиц.
«Программа будет запущена через месяц или 20 дней. Через программу прокуратура, органы следствия и дознания смогут быстро узнать о наличии или отсутствии банковского счёта клиента» - говорится в комментарии, предоставленном ЦБ Kun.uz.
В ответ на вопрос Kun.uz «Какие органы будут иметь доступ к этой программе?», представитель ЦБ сообщил, что доступ к программе будут иметь органы, осуществляющие следственно-розыскную деятельность.
Для сведения, к следственно-розыскным органам относятся Министерство внутренних дел, Служба государственной безопасности, Служба государственной безопасности президента, военная разведка Министерства обороны, Государственный таможенный комитет, департамент борьбы с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре, Бюро принудительного исполнения. Ожидается, что в этот перечень будут включены также органы агентства по борьбе с коррупцией.
Для чего осуществлены эти изменения?
Как Центральный банк, так и Генеральная прокуратура объясняют изменение, внесённое в закон «О банковской тайне», необходимостью имплементации в национальное законодательство международного опыта по борьбе с легализацией доходов от преступной деятельности.
«Эта норма предусматривает оперативные меры по предотвращению и выявлению совершения преступлений. Такой порядок имеется во многих странах мира, и применяется только в отношении преступников или лиц, подозреваемых в совершении преступления» - говорится в официальном релизе Центрального банка.
Заместитель генерального прокурора Светлана Артыкова ответила на вопрос Kun.uz следующим образом:
«Международные организации дали соответствующие рекомендации Узбекистану по поводу борьбы с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, финансированием распространения оружия массового уничтожения и терроризма. Этот закон принят в целях имплементации этих рекомендаций в национальное законодательство.
99 процентов наших граждан живут и работают, подчиняясь закону. Всего лишь 1 процент хочет обойти закон и получить незаконный доход. Почему мы не можем получить данные такой категории лиц, относящиеся к банковской тайне?» - говорит заместитель генерального прокурора.
Банковская тайна – деликатный вопрос
Подводя итог, приведём цитату из высказывания экономиста Отабека Бакирова по этой тематике.
«Можно совершенно упростить получение материалов, относящихся к банковской тайне для контроля и следствия. Но основным критерием здесь всегда должен быть чрезмерно высокий ущерб, который будет нанесен нашей экономике.
Сведения о банковской тайне похожи на интимную переписку, переговоры. Сведущие люди хорошо понимают, куда ведёт неограниченный и возможный доступ к ним».
Новости по теме
15:18 / 09.12.2024
Порядок использования цифровых доказательств в Узбекистане утвержден законодательством
18:49 / 05.12.2024
Правительство потратило сверх бюджета 10 трлн сумов. Депутаты за 9 минут узаконили эти расходы
14:59 / 02.12.2024
Президент подписал закон, запрещающий правоохранителям заниматься бизнесом
16:38 / 30.11.2024