22:12 / 29.07.2021

У лямбда-варианта коронавируса нашли новую способность

Мутацию, которая дает штамму такую возможность, у других разновидностей SARS-CoV-2 ученые ранее не встречали.

Фото: EPA/Vostock-photo

Японские биологи обнаружили, что лямбда-штамм SARS-CoV-2, распространяющийся по ряду стран Южной Америки, не только обладает повышенной заразностью, но и способностью скрывать себя от иммунитета человека.

Результаты опытов ученых были опубликованы в статье в электронной библиотеке bioRxiv.

«Лямбда-штамм коронавируса сейчас активно распространяется по многим странам Южной Америки, однако история его появления и его свойства оставались загадкой для вирусологов. Нам удалось показать, что мутации, характерные для этой вариации SARS-CoV-2, защищают вирус от действия антител и делают при этом его более заразным», – пишут исследователи.

Так называемый лямбда-штамм SARS-CoV-2 впервые был выделен в Перу в конце лета прошлого года. До появления «индийской» разновидности коронавируса на лямбда-штамм приходилось большинство заражений в Перу и около трети новых случаев COVID-19 в Аргентине и Чили. В его геноме присутствует набор из восьми ключевых мутаций, предположительно повышающих заразность вируса.

Группа молекулярных биологов под руководством доцента Токийского университета Кея Сато проследила за проникновением лямбда-штамма коронавируса и других его новых вариаций в культуры клеток. Благодаря этому они выяснили важную роль трех ключевых мутаций, характерных для перуанской разновидности SARS-CoV-2.

Наблюдения показали, что лямдба-вариант коронавируса столь же активно заражал клетки, как это делают различные вариации индийского дельта-штамма, которые считаются сегодня одними из самых заразных форм SARS-CoV-2. При этом он заметно превосходил в этом отношении британский альфа-штамм и южноафриканский штамм, а также все ранние вариации вируса.

Последующие опыты показали, что повышенная заразность лямбда-штамма SARS-CoV-2 была преимущественно связана с двумя мутациями, T76I и L452Q, чье появление изменило характер сцепления вируса с клеточным рецептором ACE2. В дополнение к этому японские ученые обнаружили, что частицы лямдба-варианта коронавируса значительно менее активно соединялись с антителами вакцинированных пациентов, чем другие вариации SARS-CoV-2, за исключением штаммов, обладающих мутацией F490S.

В среднем для нейтрализации перуанской вариации коронавируса нужно примерно в 1,5 раза больше антител, чем для борьбы с другими его разновидностями. Эта особенность вируса была связана с удалением значительной части его генома, кодирующей так называемый NTD-домен. Так ученые называют особый регион оболочки вируса, куда крепится S-белок, непосредственно отвечающий за проникновение в клетку.

Эта мутация, как отмечают Сато и его коллеги, уникальна для перуанской версии коронавируса, и до этого она никогда не встречалась среди распространенных вариаций SARS-CoV-2. Ее появление в конце осени прошлого года позволило лямбда-штамму быстро распространиться по территории Перу и сопредельных стран за очень короткое время, подытожили исследователи.