20:53 / 01.10.2021
36828

Наболевший вопрос - будут ли пересмотрены пошлины на оформление подержанных автомобилей?

Высокая стоимость регистрации приобретенных на авторынке подержанных автомобилей приводит к появлению различных обходных путей. Эта ситуация создает проблемы для продавца, покупателя и контролирующих государственных органов.

Посмотрите вокруг. Улицы забиты машинами. По статистике, сейчас каждая вторая семья имеет автомобиль. Это, конечно, положительный показатель. Сегодня количество людей, ожидающих своей очереди в автосалоне, уплативших за новую машину, превышает 30 тысяч. Ситуация дошла до того, что очереди в автосалонах тоже распродаются.

К сожалению, если вы захотите ввезти новую машину из-за границы, вам придется заплатить таможенную пошлину, равную цене машины. Таким способом у нас осуществляется «защита» отечественного автопрома от конкуренции.

Но отечественный автопром не справляется со спросом. При высоких ценах на автомобили, вопрос об отмене пошлин на иномарки для удовлетворения спроса и обеспечения конкуренции – поднимается с завидным постоянством.

Но есть еще более важная задача, которую нужно решить раньше - снизить завышенные госпошлины при перерегистрации автомобилей, приобретенных на вторичном рынке. Сегодня мы поговорим об этом еще раз.

Прежде всего, познакомимся с рассказом одного водителя. На посту сотрудник ДПС останавил его машину и потребовал документы. Изучив документы, сотрудник сначала попросил доверенность, потом немного удивился: «Извините, так машина оформлена на вас?». Когда его спросили, в чем причина его удивления, он сказал, что большинство водителей водят машину на основании генеральной доверенности (в просторечии «гендоверенность»).

Что же такое генеральная доверенность?

Это нотариально заверенный документ, который дает право управлять автомобилем и распоряжаться им, действовать от имени автовладельца, продавать машину другому лицу или выдавать другую доверенность другому человеку.

По сути, доверенность может быть выдана другому лицу для продажи или отчуждения собственности, когда владелец находится за пределами Узбекистана или не желает участвовать в сделке. По крайней мере, так работает такой документ, когда речь идет о покупке и продаже домов и квартир.

Но дело в том, что из-за дороговизны оформления покупки автомобиля по договору купли-продажи, люди вынуждены «покупать» автомобили по генеральной доверенности.

После покупки автомобиля на вторичном авторынке зарегистрировать его на имя покупателя намного дороже, чем зарегистрировать новый автомобиль, приобретенный в автосалоне. Здесь вас в первую очередь ждут дополнительные расходы нотариальной конторы.

Стоимость оформления в нотариальной конторе

Вы знаете, сколько стоит подписать договор купли-продажи в нотариальной конторе? Ниже показано, как рассчитывается государственная пошлина.

1. Размер госпошлины зависит от даты изготовления и объема двигателя приобретаемого автомобиля. Она может варьироваться от 2-кратного размера БРВ (540 000 сумов) до 10-кратного (2 700 000 сумов).

2. Затем взимается гербовый сбор в размере 10% от БРВ - 27 000 сумов.

3. За выполнение дополнительных юридических и технических действий взимается еще 40% от БРВ - на общую сумму 108 000 сумов.

4. Еще 40 500 сумов за проверку на наличие/отсутствие запрета на продажу.

5. В зависимости от ситуации, могут возникать другие небольшие платежи за другие дополнительные действия.

Таким образом, нотариальное оформление договора купли-продажи автомобиля обойдется от 715 500 сумов до 2 875 500 сумов, в зависимости от возраста автомобиля и мощности двигателя (количества лошадиных сил).

А сколько стоит оформление при покупке недвижимости? И в этом случае в первую очередь взимается госпошлина. Оставшийся нотариальный сбор такой же, как и за регистрацию автомобиля.

В зависимости от расположения и площади дома оформление покупки дома может обойтись вам от 310 500 до 985 500 сумов.

Рассмотрим теперь генеральную доверенность на право распоряжения и продажи.

Госпошлина для близких родственников при регистрации автомобилей составляет 50% от БРВ - 135 000 сумов. С учетом оплаты остальных нотариальных действий общая сумма - 310 500 сумов.

Для остальных физических лиц это 3 БРВ - 810 000 сумов. Общая стоимость с оставшимися нотариальными сборами составит 985 500 сумов.

При оформлении недвижимости - 25% от БРВ для близких родственников - 67 500 сумов. Общая стоимость, включая оставшиеся нотариальные сборы, составит 243 тысячи сумов.

Для остальных физических лиц 50% от БРВ составляет 135 000 сумов. Общая стоимость, включая оставшиеся нотариальные сборы, составит 310 500 сумов.

Как видно, оформление купли-продажи недвижимости, которая значительно дороже автомобиля, а также оформление доверенности с правом распоряжения, обходится в разы дешевле.

Но и это еще не все. Если автомобиль продается по договору купли-продажи, то помимо нотариальных сборов вам все равно придется заплатить, и не меньше, чем у нотариуса, в отделе безопасности дорожного движения – по-народному, в ГАИ (кстати, если автомобиль «куплен» через генеральная доверенность, сборов нет. Кроме того, отменена регистрация доверенности в ГСБДД).

Сколько стоит зарегистрировать машину в ГСБДД?

Для нового автомобиля, приобретенного в автосалоне, за свидетельство о регистрации автомобиля (технический паспорт) в ГСБДД, оплачивается 70% БРВ - 189 000 сумов, 150% БРВ за государственный номерной знак - 405 000 сумов; кроме того, существует регистрационный сбор в размере 10% от БРВ - 27 000 сумов. Общая сумма оплаты - 621 000 сумов (при покупке номера на интернет-аукционе дополнительная плата не взимается).

Ну, а плата за регистрацию доверенностей и генеральных доверенностей в органах ГСБДД не взимается. Доверенность попадает в базу данных ГСБДД из базы данных нотариальной конторы.

Теперь ознакомимся со стоимостью оформления купленного на рынке автомобиля по договору купли-продажи.

Дополнительно к описанной выше пошлине, оплачивается 621000 сумов за регистрацию транспортного средства (разница в том, что подержанные автомобили еще и проходят техосмотр, если государственный номер приобретенного автомобиля сохраняется, то производится 50% оплаты).

Оформление купли-продажи автомобилей между юридическими лицами производится так же, только деньги уплачиваются путем перечисления со счета организации, которая продает или покупает.

Немного расчетов

Когда мы посетили одну из нотариальных контор Самарканда, один из клиентов посетовал, что регистрация автомобиля «Малибу» 2020 года выпуска у нотариуса обошлась ему в 2 миллиона 790 тысяч сумов, да еще в ГСБДД – в 5 миллионов 800 тысяч. Всего 8 млн 590 тысяч сумов.

Другой клиент, оформлявший генеральную доверенность, сказал, что при общей стоимости оформления в пределах 2 млн сумов, все покупатели регистрировали бы автомобиль на свое имя.

Приведем два примера:

Стоимость старого «Москвича-412» 1980 года выпуска мощностью 75 лошадиных сил на рынке составляет около 4,5–5 миллионов сумов. Его оформление по договору купли-продажи в нотариальной конторе обойдется в 985,5 тыс. сумов, государственная регистрация в органах ГСБДД - 621 тыс. сумов, госпошлина - 1 млн 215 тыс. сумов - всего 2 млн 821,5 тыс. сумов.

Nexia-2 DOHC, 2013 года выпуска, мощностью 106 лошадиных сил и рыночной стоимостью 55 млн. сумов в нотариальной конторе обойдется в 985,5 тыс. сумов, государственная регистрация в органах ГСБДД - 621 тыс. сумов, госпошлина - 1 млн 749 тыс. сумов - на общую сумму 3 млн 355,5 тыс. сумов.

К примеру, производимый у нас маленький грузовичок Labo. Он считается грузовым автомобилем. Страшно подумать, сколько придется выложить за оформление, если купить его на рынке!

Так в чем же причина такой запутанной ситуации на вторичном авторынке?

Почему нет внятных объяснений таких высоких пошлин, взимаемых с купли-продажи автомобилей? Или это способ пополнения местных бюджетов? Даже если так, большинство покупателей обходят официальное оформление. Бюджет все равно не пополняется.

Не лучше ли снизить пошлины и обеспечить регистрацию автомобиля покупателем на свое имя?

У людей нет другого выбора, кроме как «продать» или «купить» свою машину по генеральной доверенности. Юридически в этом случае владелец автомобиля не меняется. Но есть огромные риски, как для собственника, так и для покупателя, и ряд проблем для госорганов.

Здесь мы ставим точку в первой части статьи. Во второй части мы поделимся с вами соображениями об опасностях, вреде и неудобствах, которые приносит людям генеральная доверенность.

Шухрат Шокирджанов, журналист, 
перевод: Вадим Султанов.

Top