11:24 / 26.10.2021
1997

Эксперты провели оценку последствий вступления в ВТО для фармацевтической отрасли

Центром экономических исследований и реформ (ЦЭИР) проводится оценка возможных последствий вступления Узбекистана в ВТО.  В настоящем материале приведена оценка последствий вступления в ВТО для фармацевтической отрасли.

Фото: Depositphotos

В настоящее время по большинству фармацевтических продуктов, которые в настоящее время импортируются в Узбекистан тарифы не применяются. В отношении фармацевтических изделий, таких как перевязочные материалы (медицинская вата, марля и др.) с 1 января 2020 года взымается тариф на уровне 30%.

По правилам ВТО тарифы, используемые странами-членами, находятся на очень низком уровне. Ввозные тарифы на лекарства, вакцины или другие предметы медицинского назначения снижаются, поскольку вступают в силу глобальные, региональные и двусторонние соглашения о снижении тарифов. Средние тарифы на конечные фармацевтические продукты, как правило, низкие или умеренные в развивающихся странах, за исключением лишь нескольких стран, таких как Индия и Тунис, где они составляют 30% и 20,6%, соответственно. 

Для активных ингредиентов, которые идут в производство фармацевтических препаратов, в шести развивающихся странах средние тарифы находятся в диапазоне от 20% до 30% (Буркина-Фасо, Пакистан, Танзания, Индия, Кения и Тунис). В некоторых развивающихся странах беспошлинная торговля действует для ограниченного количества необходимых лекарств. И несколько стран, в основном члены ВТО, в своих тарифных планах ВТО обязались предоставить беспошлинный доступ для фармацевтических продуктов. Например, для Кыргызстана при вступлении тарифы были снижены с 15% до нуля, для Казахстана также они снижены с 5% до нуля. В случае России тарифы также упали с 10% до 5%.  

Как показывают расчеты ЦЭИР, для Узбекистана вступление в ВТО будет сопровождаться ростом импорта в размере 5,8 млн долларов, если снизить тарифы до уровня России (до 5%) и на 6,7 млн долларов, если снизить до уровня Казахстана и Кыргызстана (до 0%).

Государственный сектор являются основным импортером фармацевтической продукции, но процедуры закупок пока еще сложны. Все виды деятельности в сфере здравоохранения Узбекистана подлежат лицензированию. 

Вступление ВТО также будет иметь потенциальный эффект для государственного бюджета. В частности, от снижения тарифов денежные поступления снизятся до -2,6 млн долларов по условиям вступления России и -21 млн. долларов по условиям вступления Казахстана и Кыргызстана, от изменения национального производства -3,5-3,6 млн долларов, от изменения занятости -0,02 млн долларов, отмены льгот +24-25 млн долларо.
  
Также при снижении цен на лекарства благосостояние населения увеличится на 1 млн долларов. Число занятых снизится на 500-550 человек, за счет прекращения действия местных неэффективных производств. 

Расчеты потенциального экспорта в другие страны исходя из их спроса показывают, что Узбекистан может наращивать экспорт на 4,5 млн долларов больше, чем сейчас.  Вместе с тем, по условиям ВТО для экспорта фармпродукции в страны-члены ВТО производители должны переходить на сертификацию на соответствие «надлежащей производственной практики» (GMP). На сегодняшний день на 10 из 95 отечественных фармацевтических предприятиях, производящих лекарственные средства, внедрены требования надлежащей производственной практики — GMP (на 31 отечественном производственном предприятии внедрена система управления качеством ISO 9001, на шести предприятиях — международный стандарт GMP и на трех — национальный стандарт GMP). 

Top