Общество | 23:36 / 07.11.2021
25401
18 минут чтения

Начало эры рекламы в Telegram, или зарабатывать нужно не только на мессенджере, но и мессенджеру

На днях основатель Telegram, Павел Дуров объявил о том, что в популярнейшем мессенджере появится реклама. Наша редакция обратилась к владельцам крупных Telegram-каналов, журналистам и блогерам из разных стран с просьбой высказать своё отношение к новшеству и поделиться мнением, о том, какой, на их взгляд, должна быть реклама в Telegram.

Фото: Reuters

Практически все отнеслись к рекламе с пониманием. Например, главный редактор канала @AteoGo и сооснователь канала @Ateobreaking Роберт Петросян вообще не расценивает публикацию Павла Дурова, как рекламную.

— Публикация, которая была закреплена практически на всех каналах (кроме закрытых) — это публичный призыв и обращение основателя Telegram. Это не реклама, а скорее предупреждение и призыв к прочтению нововведений. Думаю, за это можно простить Павла, ведь он хотел охватить своим обращением к аудитории Telegram каналы всех сфер. К последующим публикациям без моего ведома на моём канале отношусь негативно.

Автор крупного Telegram-канала о Грузии Николай Левшиц (@nlevshitstelegram) отметил, что мы и так живём в мире рекламы, и она окружает нас каждый день.

— К монетизации Telegram отношусь нейтрально. Другое дело, что пока не до конца понятен сам механизм, как это будет реализовано, что получат владельцы каналов или пользователи. Но однозначно, реклама в Telegram должна быть полезной, таргетированной и предоставляться пользователям по их интересам и запросам.

Фото: Николай Левшиц / Facebook

Идею по поводу тематики поддерживает и известный журналист-международник, политолог Аббас Джума (@Abbasdjuma).

— Безусловно, реклама должна совпадать с тематикой Telegram-канала. Было бы смешно, если бы на моём канале появилась реклама подгузников. Такая реклама уместнее смотрелась бы на канале, например, посвящённому детской психологии, семейным отношениям и т.д. И нам обещают именно такой подход.

Было бы прекрасно, если у пользователей и администраторов бы была возможность отказаться от рекламы. И тут Дуров и Ко вроде бы пошли на уступки. Так что к тому, что реклама будет появляться без ведома администратора, отношусь нормально. Всё коммерциализируется, Telegram надо содержать. Хорошо бы и нам — администраторам каналов, вкладывающих в свои площадки силы, нервы и деньги, тоже получать от этого копейку-другую.

Аббас Джума/Фото: Sputnik

(Тина Канделаки @tikandelaki) к новшествам отнеслась неоднозначно.

— Сейчас частные Telegram-каналы часто публикуют рекламу, так что стремление Павла Дурова монетизировать свой мессенджер таким образом, выглядит логичным. Но вопросы к механизму выбора и публикации рекламы будут до тех пор, пока мы не увидим первые объявления.

В рекламе Павла Дурова нет возможности выбирать темы и взаимодействовать с рекламодателями. Никому не понравится, если машина вдруг поедет в отрыве от усилий водителя по другому адресу. Если социологи по заказу Дурова собрали реакции по всему миру, у него есть шанс отладить этот механизм. В любом случае, реклама должна соответствовать национальному законодательству и не рушить сформированную экосистему. Павел создал популярный сервис, но его содержание и успех — результат работы сотен тысяч авторов. Их позицию, как и позицию аудитории надо уважать.

Тина Канделаки/Фото: ИА REGNUIM

А вот мнение автора книги «Запрещённый Telegram»(Кристины Потупчик @krispotupchik).

— Реклама в Телеграме появилась не сейчас, а когда там появились каналы. Сейчас речь лишь о появлении нового официального функционала, который пока что только раздражает администраторов каналов и пользователями воспринимается насторожено.

Однако видно, что реклама от Telegram реально не такая «безобидная», как Дуров её задумывал. Лучше всего дать возможность администраторам каналов продолжать делать нативную рекламу, озаботившись расширением функционала для рекламодателей: просмотр детальной статистики, более тщательная проверка активных и неактивных аккаунтов и так далее. Для заработка самой платформы можно было бы сделать удобную биржу, но пока что ни у кого не получилось создать удобного инструмента.

Лучше создать взаимную систему настройки рекламы, где сам администратор канала может делать выбор, какие вещи рекламировать, а платформа выбирать тематику каналов и аудиторию по определённым параметрам и реальной вовлечённости.

Кристины Потупчик/Фото: RFE/RL Current Time

Большие возможности на перспективу рассмотрел в нововведении администратор канала @abbsol Павел Фёдоров.

— Реклама в Telegram была с первого года его существования. Как появились каналы, сразу же появилась и реклама. Дуров написал, что как только компания окупит свои расходы, начнут делиться доходами от рекламы с авторами каналов. Так что очень жду этого момента и надеюсь, что Telegram окупится. Мы, авторы каналов, столько лет здесь «живём», зарабатываем, надо теперь поддержать и сам Telegram.

Учитывая ценовой порог, туда не попадут все подряд, а только большие компании. Это автоматически означает, что там не будет всякого хлама. Плюс ограничения в 160 символов, без ссылок, только текст.

На мой взгляд, для авторов Telegram-каналов новая система открывает хорошие перспективы. Сейчас, чтобы продавать рекламу, нужно заниматься аккаутингом, нужно договариваться о сделке, о тексте, нужно принимать платежи. Причём большинство все ещё принимает их в формате, вот вам номер карты, переведите. Но становится всё больше компаний, которые так не работают. Работают только с официально оформленными представителями: самозанятыми, ИП, то есть начинается документооборот. Это все муторно, если у вас больше одной рекламы в неделю. А если авторы будут получать доход, то, я думаю, рынок СЕО-рекламы начнёт потихоньку сходить вниз. Будет выгоднее получать пассивную часть, чем активно размещать рекламу. Я мечтаю перестать продавать рекламу, а получать доход другим образом. Ждём.

Фото: Павел Фёдоров

Взвешенно подошёл к ответам по поводу рекламы администратор канала «Выпускайте Кракена» (@rlz_the_kraken).

— К появлению рекламы отношусь, скорее, позитивно. То, что Дуров рано или поздно начнёт монетизировать «телегу», было вопросом времени. Рекламы просто не должно быть много. Так, реклама пробной публикации от Дурова успела всем поднадоесть, поскольку висела около суток на всех каналах со свыше 1000 подписчиков. Если выдержанный формат сохранится, никаких претензий со стороны админов и пользователей к рекламе не будет, поскольку все понимают, что она нужна для осуществления деятельности проекта.

Администраторы канала @kaktovottak с выводами не спешат.

— Всё зависит от конечного «выхлопа» у первых купивших рекламу в мессенджере. Это станет огромным полем для анализа, который изучат все игроки, прежде чем вливать кучу денег в новый инструмент.

С другой стороны, рынок рекламы в Telegram уже давно сформирован, и появление на нём третьего игрока, так или иначе, будет неудобством для рекламодателя и администратора канала. Крупные бренды и так уже научились работать с мессенджером в рекламных целях, а такие запросы к бюджету кампании, которые предъявляет Дуров, потянут далеко не все. И сдавать внимание своих читателей вхолостую тоже не хочется. Но, для каналов, где монетизация через рекламу слаба, в силу их контента или неизвестности — это весьма удобно: четкий контроль получения денег, унифицированный формат рекламного сообщения, наличие настроек.

Не видит особой проблемы в рекламе от Telegram и администратор канала «Дежурный СММщик» (@Whoisdutytoday).

— Я считаю, что рано или поздно любая социальная платформа должна каким-то образом зарабатывать деньги для покрытия затрат. Это закономерность, и было бы странно, что популярный мессенджер не пришел бы к такой модели. По поводу возможной навязчивости рекламы… Как заявил сам Павел Дуров, такого быть не должно. Мне импонируют четко оговорённые правила, в частности, короткие тексты без внешних ссылок или фотографий. И да, высокий ценовой порог, конечно, позволит фильтровать рекламные сообщения, по крайней мере, в первое время.

Я думаю, что также должна быть возможность отказаться от рекламы. Но если платформа поставила себе цель окупить затраты, о чём как раз и говорил Павел Дуров несколько месяцев назад, скорее всего, это будет рассматриваться как подписка.

Как на это смотрят сами пиарщики, рассказал руководитель рекламно-коммуникационного агентства в Telegram TG management.

— К новой рекламе в Telegram можно относиться по-разному. Но её появление — это неизбежность. После провала с TON поиск средств для обеспечения такого мощного и энергозатратного проекта как Telegram, был вопросом времени.

Мы относимся к появлению рекламной платформы больше позитивно, поскольку в будущем это даст дополнительный инструмент в продвижении новых проектов и возможности для развития самого мессенджера, например, появления расширенной статистики, которая исключит необходимость использования сторонних сервисов и подключения неофициальных ботов к каналам.

Хотелось бы, чтобы реклама в Telegram оставалась недоступной для широкого круга пользователей. На данный момент это обеспечено высоким порогом входа. Возможно, в скором времени он будет снижен, но он должен быть доступен только крупным игрокам. В противном случае, это убьёт прежние способы монетизации в Telegram, а ведь большинство крупных проектов существуют только благодаря этому.

Высказались по поводу введения рекламной платформы и владельцы каналов из Узбекистана.

Виталий Хальзунов, администратор канала @vsebudethorosho.

— Проекту нужно как-то монетизировать продукт, т.к. его поддержка обходится дорого. Но то, что первое рекламное сообщение висело целые сутки и не исчезало, меня немного раздражало. Думаю, что реклама должна быть до первого просмотра, если её увидел человек, то она не должна появляться для него в каждом канале снова. И конечно, было бы хорошо, если бы какая-то копеечка падала и администраторам каналов, где транслируется реклама.

Виталий Хальзунов/Фото: Facebook

Никита Макаренко («Эффект Макаренко», @makarenko_channel), блогер.

— Мне кажется, что это позитивный шаг к цивилизованному рекламному рынку в мессенджере. Думаю, что Telegram всё сделает аккуратно. Реклама в Facebook, Instagram и Youtube максимально навязчива и неприятна. Если здесь будет чуть лучше, чем у них — и то спасибо. Однако, если честно, я бы, как рекламодатель, никогда не заказал такую рекламу у Telegram. Я считаю, что таргет, контекстная реклама Google и прочее — это совершенно неэффективно.

Никита Макаренко/Фото: автора

Мадина Рузматова (@prvbolshomgorode), PR-adviser, блогер.

То, что владельцы каналов ничего не могут сделать с появляющейся рекламой, как-то её модерировать, раздражает. Хотелось бы, чтобы не только рекламодатель выбирал канал, но и владелец мог участвовать в решении, публиковать у него рекламу или нет. Должна быть и возможность отказаться от рекламы. В этом случае можно ввести какую-то платежную систему аренды места в Telegram.

Появление новых правил по рекламе для узбекских блогеров и пабликов в Telegram это, конечно же, риски: не получится устанавливать цены «от балды». Тут я как пиарщик, в какой-то степени за то, чтобы Telegram вышел из тени. Так у игры появятся правила, и не придётся переплачивать за статистику.

Лично меня волнует вопрос, будет ли Telegram модерировать рекламодателей? То есть как-то технически их проверять, или «плати-лети»? 2 млн евро небольшой бюджет, чтобы, например, вести религиозную пропаганду. Или впустить в артерии мессенджера политические провокации. Рекламой могут воспользоваться также частные лица и устроить разного рода вбросы. Надеюсь, что Telegram следит за репутацией.

Мадина Рузматова/Фото: Инстаграм

Кобил Хидиров (@davletovuz), блогер.

— Учитывая ценовое ограничение и небольшой размер узбекского рекламного рынка, разместить рекламу через компанию в Telegram для бизнеса в узбекском сегменте практически будет невозможно. Не думаю, что удачным ходом будет размещение сторонней рекламы в нашем более узком национальном контенте. Так что текущая рекламная политика Telegram не интересна и не полезна для Узбекистана.

Возникает вопрос по поводу тех каналов, на которых вообще не транслируется реклама, которые созданы не в коммерческих целях. Навязывать им что-либо в этой сфере неэтично. Как будет решаться вопрос конфликта интересов, если, например, на канале, пишущем на религиозную тематику вдруг появиться реклама банковских продуктов, связанных с процентами? Также глупость размещать рекламу вне зависимости от языка канала.

К сожалению, я не видел ни одного исследования от Telegram, в котором бы изучалось мнение других заинтересованных сторон. На мой взгляд, администраторы любых каналов должны быть заранее осведомлены о размещаемой рекламы. Ведение дел односторонне — некорректно.

 Фото: Кобил Хидиров

Умид Гафуров (@trolluz), блогер.

То, что Telegram должен монетизироваться, это был просто вопрос времени. Это не благотворительный проект, и он должен окупаться. Мне кажется, для этого был выбран самый безобидный и логичный способ. Ведь именно авторы Telegram-каналов в основном зарабатывают на платформе через свою рекламу. Пришло время делиться.

Что касается ценового порога, мне кажется это сделано ради шутки, чтобы люди заговорили про нереальные суммы для рекламодателей и получился небольшой хайп. Наверное, в будущем это изменится. Хотя, у некоторых людей и побольше есть денег на рекламу. Главное, чтобы та, которую будут размещать, была не кликбейтной, не вводящей людей в заблуждение и не противоречащей закону.

Фото: Умид Гафуров

Ферузхан Якубходжаев («Наблюдения под чинарой», @nobody_cares_but), блогер.

— Реклама в Telegram… Этого давно все ждали и это очень хорошо. Но цена входа немного странная. Хотя может это связано с тем, что в Telegram уже выросла целая рекламная инфраструктура, целые экосистемы, развиваются компании, заточенные на размещение рекламы именно в этом мессенджере. В узбекском сегменте реклама Telegram очень актуальна. Такое впечатление что «узбекский» Telegram вообще состоит из рекламы. Telegram в Узбекистане — часть нашей жизни, бизнеса и политики, информационной в том числе. Предполагаю, что через рекламу будут предприниматься попытки какого-то политического влияния. Ведь когда ставки высокие, то это уже и не такие уж большие деньги.

Какой должна быть реклама в Telegram, можно выяснить, только анализируя отзывы людей. Что касается ненавязчивость рекламы, то здесь есть некоторое лукавство. Реклама должна быть заметной. А всё, что заметно — навязчиво.

Фото: Ферузхан Якубходжаев

Если резюмировать все ответы, то напрашивается несколько выводов:

- Для авторов каналов важно, чтобы реклама не вредила контенту.

- Все надеются, что из-за дороговизны рекламы она не будет навязчивой.

- Должна быть возможность пожаловаться, если реклама тебе не подходит.

- Зарабатывая на Telegram, авторы не прочь получать дополнительные плюшки ещё и от самого мессенджера.

Некоторые поспешили обвинить Павла Дурова в том, что он обещал бесплатный мессенджер, а теперь хочет его сделать платным. Но здесь явно налицо передёргивание фактов, ведь плата основателем Telegram предлагается за право отключить рекламу, а не за пользование мессенджером. 

Подготовил Хикматилла Убайдуллаев

Новости по теме