13:01 / 28.12.2021
6641

«Присоединение к ЕАЭС означает отказ от независимости во внешнеторговой политике» - интервью с экспертом

Специалист указывает, что последствия вступления в экономическую организацию следует анализировать с двух точек зрения, а в случае с ЕАЭС исследование проводится только для определения последствий краткосрочного членства.

Фото: themag.uz

В рамках проекта MFactor было организовано интервью с профессором Университета мировой экономики и дипломатии Нишонбаем Сирожиддиновым на тему «Угрозы и возможности вступления в Евразийский экономический союз». Эксперт рассказал о пользе и вреде членства для Узбекистана.

- Членство в ЕАЭС - это новые возможности или угроза?

- Правительство должно сравнить эти два аспекта и выбрать оптимальный путь.

Какие новые возможности может предложить Узбекистану членство в ЕАЭС:

Во-первых, это влияет на внешнеэкономические связи. Уровень протекционизма во многих сферах в Узбекистане выше, чем в ЕАЭС. В качестве примеров можно привести такие факторы, как импортные пошлины на многие товары, технические барьеры, уровень предоставления льгот для национальных товаров.

То есть у нас гораздо более высокий уровень протекционизма. А первым условием членства в организации является установление единого импортного тарифа для третьих стран. Это вдвое снизит текущие импортные пошлины в Узбекистане.

Положительных сторон в этом больше, чем отрицательных. Чем дешевле импортное сырье, тем ниже цена готовой продукции отечественного производства. Конкурентоспособность повысится. Хотя изначально это оказало негативное влияние на национальное производство, в долгосрочной перспективе это положительный фактор для создания конкурентной среды.

В целом, последствия вступления в экономическую организацию следует анализировать с двух точек зрения. Большая часть проводимых в настоящее время исследований направлена ​​на выявление плюсов и минусов краткосрочного членства. Но наиболее важным аспектом для государства является анализ и определение того, как членство может повлиять на экономику в долгосрочной перспективе.

В краткосрочной перспективе цены на определенные продукты вырастет, а на определенные продукты - снизится. Это больше связано со структурными изменениями.

Вместе с тем, долгосрочную перспективу очень сложно анализировать. Мы не знаем точно, как будут выглядеть внешнеторговые отношения Узбекистана через десять-пятнадцать лет. Сейчас ЕАЭС установил с нами относительно свободные торговые отношения. Но неизвестно, как долго это продлится. Через пять лет в Узбекистане может возникнуть потребность в более свободных тарифах на внешнюю торговлю, чем в организации. В этом смысле членство в ЕАЭС - отрицательно.

Следует отметить, что ЕАЭС не предлагал идеальных свободных внешнеторговых отношений, как другие региональные интеграционные организации, в частности, Европейский Союз или Экономическое сообщество Юго-Восточной Азии, а это означает, что протекционизм внутри организации силен и это является ключевым инструментом для влияния на эффективность производства. Вступление Узбекистана в организацию означает отказ от независимости во внешнеторговой политике.

Мы примем все правила, как только войдем в ЕАЭС. Это приведет к введению стандартов, которые в настоящее время считаются для нас положительными, но, вместе с тем и лишит нас возможностей для дальнейшей либерализации внешней торговли в будущем. В результате, мы сможем применять на практике изменения только тогда, когда они будут приняты внутри организации.

Многие говорят, что членство в организации пойдет на пользу мигрантам. Да, в краткосрочной перспективе это даст положительный эффект. Однако влияние на развитие Узбекистана в целом - остается неопределенным.

Считаю, что статус страны в качестве наблюдателя в организации - оптимальное решение на сегодняшний день. Мы сможем проанализировать все плюсы и минусы в этот период. В настоящее время напряженность между Россией и Западом нарастает. Если экономическая ситуация в России и странах СНГ ухудшится из-за различных санкций, это отразится и на нашей экономике. Даже сейчас наша экономика значительно связана с Россией, а членство сделает взаимосвязь еще сильнее. По этой причине перед вступлением туда, рекомендуется проанализировать долгосрочные экономические последствия.

- Евразийский экономический союз или Всемирная торговая организация?

- Узбекистан - суверенное независимое государство, и самостоятельно решает, присоединяться или нет к той или иной организации. Конечно, давление будет, в этом не может быть никаких сомнений. В последние годы в России наблюдается усиление ограничений и запретов на рабочую силу из стран, не входящих в ЕАЭС. Мигранты из третьих стран не имеют возможности работать во многих сферах. Для приезжих из стран-участниц ЕАЭС, таких ограничений нет. Это – один из методов давления для привлечения в ряды членов организации.

Конечно, страны Запада против вступления Узбекистана в эту интеграционную организацию, и не скрывают этого. Два года назад министр внешней торговли США заявил, что вступление Узбекистана в ЕАЭС значительно отсрочит его членство во Всемирной торговой организации или вообще помешает ему стать её членом. Западные страны предпочитают, чтобы мы вступили в ВТО. Еще раз хочу напомнить, что Узбекистан сам будет решать, к какой организации присоединиться.

Теоретически, членство в обеих организациях не исключает друг друга. Потому что 4 государства ЕАЭС являются членами ВТО. Но я думаю, что для Узбекистана очень важно, в каком порядке войти. На мой взгляд, Узбекистан может многое потерять, если мы сначала присоединимся к ЕАЭС, а не к ВТО.

Во-первых, если мы войдем в ЕАЭС, мы полностью примем правила организации по ВЭД. Тогда переговоры о вступлении в ВТО станут бессмысленными. Потому что мы отказываемся от самостоятельного определения нашей внешнеторговой политики. Например, мы хотим установить пошлину на текстиль в размере 15 процентов. В ЕАЭС он установлен на уровне 10 процентов. Мы не можем самостоятельно поднять тарифы на 5 процентов. Если мы захотим снизить пошлину на 5 процентов, то также не сможем сделать это самостоятельно.

Вторая проблема: допустим, мы стали членами ЕАЭС. Известно, что мы ведем переговоры с рядом стран, в том числе с Турцией, Южной Кореей и Сингапуром, о создании зоны свободной торговли. Если мы присоединимся к ЕАЭС, у нас не будет права создавать зону свободной торговли с отдельными странами. В соответствии с требованиями организации. Как правило, если страна хочет создать свободную экономическую зону, она не должна присоединяться к другим интеграционным организациям, в которых установлены ​​общие обязанности.

В этом плане была проблема с Украиной. Украина хотела создать зону свободной торговли с Европейским Союзом, что означало, что продукция, произведенная в европейских странах, будет беспошлинно распространяться через Украину на территории стран-участниц ЕАЭС. Ситуация привела к продолжающемуся конфликту с Россией.

Третий вопрос: если мы вступаем сначала ВТО, то будем устанавливать внешнеторговые пошлины, исходя из наших собственных интересов, по согласованию со странами-членами организации. Например, мы не заинтересованы в пошлине на импорт самолетов, потому что мы не производим самолеты. А ЕАЭС налагает 15-процентную пошлину на импорт самолетов, поскольку они производятся в России. Если мы сначала вступим в ВТО и договоримся с организацией, то, когда мы присоединимся к ЕАЭС, у нас будет основание для поддержания низких таможенных пошлин на некоторые товары.

Чем ниже пошлина на импортное сырье для производства готовой продукции у нас, тем конкурентоспособнее будут наши предприниматели по себестоимости, тем ниже будут их затраты. Поэтому нам необходимо установить низкие пошлины на импортные товары, которые важны для нашего экономического развития.

Казахстан сделал именно это. Ввозные пошлины на почти 3400 наименований товаров ниже стандартов ЕАЭС. В качестве основания они указали свои обязательства перед ВТО. Для нас также было бы более целесообразным войти в ЕАЭС, уже установив более низкие тарифы на некоторые импортные товары, с учетом интересов местных производителей.

Top