17:19 / 13.01.2022
6979
Организация под эгидой одного государства. О нелогичностях в ОДКБ

Недавно утверждалось, что сценарий Казахстана может повториться в Узбекистане, вероятно, с целью вернуть страну в ОДКБ. Действительно ли эта организация, претендующая на обеспечение коллективной безопасности, способна «погасить пожар»?

Фото: Пресс-служба Минобороны России/AFP/Scanpix/LETA

В последние годы большинство пограничных и водно-энергетических вопросов, которые долгие годы казались неразрешимыми в Центральной Азии, разрешились положительно. Интеграция стала приоритетом внешней политики региона, и в связи с этим проводятся регулярные встречи лидеров стран Центральной Азии. Однако некоторые кремлевские чиновники, представляющие государства Центральной Азии, в частности, Узбекистан как слабые и зависимые, не оставляют попыток вовлечь Узбекистан в разные «нездоровые» организации, вроде ОДКБ и ЕАЭС.

Первоначально утверждалось, что угроза исходит от прихода талибов к власти в соседнем Афганистане, сейчас – то, что сценарий событий в Казахстане может повториться в Узбекистане. Делаются предложения вернуть Узбекистан в ОДКБ. Вообще, имеет ли возможность «погасить пожар» эта организация, претендующая на обеспечение коллективной безопасности?

Карабахская война между Арменией и Азербайджаном

В карабахской войне между Арменией и Азербайджаном осенью 2020 года на помощь члену ОДКБ Армении могли быть направлены «миротворческие силы», но этого сделано не было. Причиной такого бездействия стал тот факт, что боевые действия ведутся на международно-признанной территории Азербайджана и «Азербайджан не угрожал Армении извне».

Теоретически статья 4 Организационного договора предусматривает, что вооруженное нападение, создающее угрозу безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету одного из его участников, считается агрессией против всех государств-членов.

Основанием для вовлечения организации в конфликт могли послужить такие обстоятельства, как поражение азербайджанскими ракетами территории Армении, а также российский военный вертолет Ми-24, который был сбит военными Азербайджана. Однако прямая поддержка Турцией Азербайджана заставила Москву воздержаться от помощи своему «союзнику». Эксперты говорят, что судьба российских группировок в Сирии и Ливии зависела от отношений с Турцией, и нельзя было рисковать их судьбой только для того, чтобы помочь Армении. Приоритеты России разочаровали армянскую общественность. Среди всех членов организации Армения всегда возлагала самые большие надежды на ОДКБ, потому что риск войны там очень высок. Однако ожидания не оправдались.

Конфликты на таджикско-кыргызской границе

В последние годы участились конфликты на границе между двумя государствами-членами ОДКБ - Таджикистаном и Кыргызстаном. То, что последняя напряженность совпала с датой заседания Совета министров обороны Организации Договора о коллективной безопасности в Душанбе, и что оно переросло в вооруженный конфликт, также вызывает большое недоверие к организации. И министр обороны Кыргызстана, и секретарь Совета безопасности присутствовали на заседании Совета министров обороны ОДКБ в Душанбе. Тем не менее, генеральный секретарь Организации Станислав Зась ограничился лишь призывом к обеим сторонам прийти к соглашению.

По уставу ОДКБ военные действия между двумя ее членами не допускаются.

«Нездоровая» организация

Многие эксперты описывают организацию как «эксклюзивный клуб» между государствами Центральной Азии, Беларусью и Арменией, которые согласны размещать российскую военную инфраструктуру. Причина в том, что вклад и роль остальных государств-членов в ОДКБ - незначительна.

Также в рамках организации практически отсутствуют проекты в сфере гуманитарного сотрудничества, в частности, культурных мероприятий, сферы образования и продвижения демократических ценностей. Основная причина этого – отсутствие у ОДКБ миролюбивого имиджа.

Была попытка составить единый список террористических организаций в рамках ОДКБ, но пока это остается невозможным по ряду причин. В частности, Казахстан и Кыргызстан признают Курдскую рабочую партию террористической организацией с точки зрения партнерских интересов с Турцией. Москва не хочет давать Анкаре таких привилегий.

Обсуждается борьба с «биологической угрозой» на заседаниях организации. Но здесь есть и другая проблема: у Москвы есть лаборатории в двух государствах-членах ОДКБ: Армении и Казахстане.

Нуждается ли Узбекистан в членстве ОДКБ?

Согласно анализу Global Firepower, в 2021 году Узбекистан обошел соседей из Казахстана, Туркменистана, Кыргызстана и Таджикистана став обладателем самой сильной армии в Центральной Азии. Узбекистан занимает 51 место из 140 стран, участвующих в рейтинге.

Согласно Закону «Об утверждении Концепции внешней политики Республики Узбекистан», членство Узбекистана в военно-политических блоках запрещено, и эта концепция действует в настоящее время.

В целом, в соответствии с Военной доктриной и Концепцией внешней политики, Узбекистану законодательно запрещено участвовать в военно-политических блоках и допускать размещение на своей территории иностранных военных баз и объектов. Иными словами, вступление в организации, подобные ОДКБ, не соответствует действующему законодательству.

Следует отметить, что Вооруженные Силы Узбекистана обладают достаточным потенциалом для защиты национальных интересов, суверенитета, территориальной целостности и мирной жизни населения, предупреждения и предотвращения войн и вооруженных конфликтов, а во вступлении в военизированные организации и размещении военных баз на территории Узбекистана, нет никакой необходимости. Ведь приведенные выше примеры также доказывают, что такие организации, как ОДКБ, служат интересам только одной стороны.

Подготовил Достон Ахроров,
перевод: Вадим Султанов.

Top