Корень аварий в невежестве - как получить водительские права безопасно для общества?
В этой статье рассматривается «опыт» Узбекистана, где «созданы все условия» для беспрепятственного получения водительских прав.
Тот факт, что в 2021 году в стране произошло около 10 000 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло более 2 тысяч человек и тысячи людей получили ранения различной степени тяжести, заставляет вновь и вновь задумываться о причинах аварий.
История со страшными последствиями
«Друг мой, женщины в нашем доме взбунтовались. Все они захотели ездить на машине. Моя жена и супруги двух моих братьев вместе подали документы в автошколу. На 4-х часовые занятия, которые проходили в неделю по 5 раз, за 3 месяца они ходили от силы, дней 10. Но денег потратили больше, чем, если регулярно ходили бы в школу (чтобы не было проблем с посещаемостью).
Так вот, не через 3 месяца, а чуть более, чем через два, они получили сертификат о прохождении обучения на категорию «В». Водить они учились самостоятельно - дома.
Потом они вместе поехали в «ГАИ» сдавать экзамен. За день до экзамена мой старший брат наведался в «ГАИ». Не знаю, с кем договаривались, и как, но на следующий день 3 женщины, у которых тряслись ноги, когда они садились за руль, и которые не отличали газ от сцепления, получили водительские права. По словам невесток, экзамен был на компьютере, они не смогли правильно ответить на тестовые вопросы, а практический экзамен не сдавали вовсе.
И только потому, что я точно знаю, на что способна моя жена, водительское удостоверение, которое она получила, до сих пор украшает полку».
Выводы из истории
Так почему же люди, которые не умеют водить машину, получают документ «о прохождении обучения», даже если они его практически не проходили? Каким образом они сдают теоретические и практические экзамены в ГСБДД?
Судя по всему, в этом и заключена настоящая проблема. Большинство людей сегодня не получали водительских прав легальным путем. Это - одна из главных причин того, почему количество некультурных водителей, аварий и смертей на наших дорогах не уменьшается.
Эта ситуация ставит под сомнение правильность работы существующей системы подготовки водителей и сдачи ими экзаменов.
Хорошо дешево не бывает или «чуть живые» автошколы
По действующему порядку, чтобы получить водительские права, нужно сначала пройти обучение в специальных автошколах. Но у большинства автошкол нет даже собственной учебной машины, и это лишь начало проблемы. Слушателей принимают в среднем за 1-1,5 млн сумов, их даже не учат. Деньги собираются с них за каждый этап до тех пор, пока им не удастся выправить водительское удостоверение.
Качество обучения в большинстве из них ниже среднего. Посещаемость не контролируется. Попасть на экзамен в ГСБДД можно даже без посещения теоретических и практических занятий. Также возможно сдать экзамен, найдя там знакомого или дав взятку через автошколу.
Например, как автор статьи, я знаю троих человек в одной из областей, получивших категорию «СЕ» без учебы и практических занятий. Один из них потратил на это 350 долларов.
Как решается вопрос в ГСБДД?
Водительское удостоверение выдается в отделе РЭО ГСБДД. Это показывает, что именно службе безопасности дорожного движения является главным виновником распространения недобросовестных водителей и выдачи им водительских прав. Не секрет, что на сдачу экзаменов и тестирование водителей-курсантов смотрят сквозь пальцы. Приведенная выше история также достаточно подтверждает это.
О последствиях легкого приобретения прав свидетельствует пугающая статистика ситуации на дорогах. Не секрет, что там, где есть человеческий фактор, любой недостаток можно «не заметить».
Практическое действие, которое не принесло пользы
1 июня 2021 года в стране создана межведомственная рабочая группа для всестороннего изучения проблем в сфере дорожного движения и устранения проблем.
Рабочая группа должна была изучить проблемы населения по безопасности дорожного движения, проинформировать общественность о комплексе мер, которые необходимо принять, внимательно рассмотреть предложения граждан.
Но с тех пор никакой информации о деятельности этой рабочей группы, у которой нет ни состава, ни работы, которую предстоит выполнить – не появлялось.
И нет никаких признаков того, что ситуация изменится к лучшему.
Где решение?
Постановлением Президента №ПП-4913 от 7 декабря 2020 года предусмотрено введение с 1 апреля 2021 года порядка проведения теоретических и практических экзаменов и оценок на получение водительских прав в частном секторе без участия человеческого фактора, полностью автоматизировано.
После этого в соответствующий правительственный документ были внесены необходимые изменения и дополнения. Значит, в ближайшие месяцы экзамены будут проходить не в ГСБДД, а на автодромах частных организаций.
Есть ли в этом преимущества?
Главный результат, ожидаемый от вновь введенной процедуры, — недопущение выдачи водительских прав людям, не умеющим водить машину. Пока корень проблемы заключен в «купленных правах», можно ожидать хороших результатов от этого новшества.
Потому, что согласно постановлению правительства, каждое тестовое задание, выполненное в ходе практического экзамена, и окончательные результаты будут оцениваться без учета человеческого фактора, возможность внесения в них изменений будет полностью исключена. Результаты экзаменатора автоматически будут отслеживаться в АСЭ. Подкупить невозможно - потому что компьютер не «уговоришь».
Если эта система полностью заработает и будет строго соблюдаться, необученный соискатель неизбежно провалит экзамен, не получит права и общество избавится еще от одного потенциального убийцы. Чем больше людей [заслуженно] проваливают экзамен, тем лучше для общества.
Разумеется, автоматические экзамены у частников тоже не будут бесплатными. Существует определенный размер оплаты за теоретические и практические экзамены. Но это, наверное, не больше, и уж точно безопаснее, чем сумма, которую соискатель тратит в виде взятки.
Важно то, что будущий водитель, у которого недостаточно знаний, будет стремиться учиться хорошо, чтобы ему или ей не пришлось тратить деньги. В результате на наши дороги начнут выезжать знающие и умелые водители.
Представители общественности и журналисты в один голос говорят, что действующее законодательство необходимо пересмотреть, чтобы предусмотреть более суровые меры наказания для правонарушителей, начиная, скажем, от административного задержания или долгосрочного лишения прав управления транспортным средством, до уголовного преследования.
Действительно, пришло время изучить ситуацию более подробно. Дальше количество автомобилей на наших дорогах не уменьшится, но будет только увеличиваться, а спокойствие и безопасность - важны для каждого из нас.
Расходы на получение водительского удостоверения (включая необоснованные сборы) по действующей в настоящее время процедуре, будут подробно описаны в следующей статье.
Аббос Салайдинов,
перевод: Вадим Султанов.
Новости по теме
14:54 / 12.11.2024
ОАЭ планируют трудоустраивать водителей из Узбекистана
10:11 / 11.11.2024
В Самарканде пойман сотрудник автошколы, выдавший фальшивые права за 600 долларов
18:19 / 23.10.2024
В Ташобласти задержали лиц, обещавших получение водительских прав за деньги
13:16 / 11.08.2024