16:43 / 28.01.2022
3835

Минюст предлагает правовое регулирование вредных и неприятных запахов

Такие проблемы, как загрязнение воздуха и глобальное потепление, предполагают, что к окружающей среде нужно относиться более серьезно.

Фото: Kun.uz

По данным Министерства юстиции Узбекистана, уровень загрязнения атмосферного воздуха в стране остается высоким даже по международным меркам.

По данным AirVisual, международной организации, осуществляющей мониторинг качества воздуха, в 2018 году Узбекистан занял 16 место в рейтинге самых загрязненных стран (34,3 мкг/м³). За следующие два года этот показатель улучшился всего на 2 пункта (18 место, 29,9 мкг/м³).

Справочная информация: в рейтинговом отчете за 2018 год было указано 73 страны, при этом Бангладеш (1-е место), Пакистан (2-е место) и Индия (3-е место) возглавляли список стран с наиболее загрязненным воздухом, напротив, Австралия, Финляндия и Исландия признаны странами с самым чистым воздухом. По данным авторов рейтинга, ежегодно из-за загрязнения воздуха умирает около 7 миллионов человек, также это приносит ущерб мировой экономике в размере 225 миллиардов долларов ежегодно.

Одной из наиболее острых проблем, влияющих на атмосферный воздух и здоровье населения, являются вредные и неприятные запахи.

Почему нас должны беспокоить неприятные запахи?

Запахи интерпретируются как ощущения, возникающие в результате воздействия химических веществ на рецепторы в носовой полости. Запахи, ощущаемые в окружающей среде, представляют собой смесь концентратов и летучих химических соединений.

Поэтому запахи влияют на наше настроение и работу. Эмоциональная природа запахов отражается и на поведении человека. Оказывают ли они положительное или отрицательное влияние на настроение людей, конечно, зависит от того, приятны они или неприятны. Например, по утрам ароматный запах цветов или духов дарит людям хорошее настроение на весь день, а неприятные запахи бытовых отходов, наоборот, портят нам настроение.

Специалисты утверждают, что неприятные запахи раздражают глаза, нос и горло и вызывают головные боли, тошноту, диарею, осиплость голоса, боль в горле, кашель, стеснение в груди, заложенность носа, одышку, стресс, сонливость.

Хотя статистика количества жалоб, связанных с неприятными запахами, отсутствует, в СМИ растет число жалоб на выбросы промышленных предприятий в жилые районы.

По данным статистики на 1 января 2021 года количество предприятий и организаций в сфере промышленности и строительства в Узбекистане составило 124 489 (из них 83 539 - промышленные предприятия). Учитывая, что их основным видом деятельности является производство (переработка), соответственно увеличивается и объем различных вредных и дурно пахнущих отходов, выбрасываемых в атмосферу источниками, способными вызывать неприятные запахи.

Действующее законодательство

Качество атмосферного воздуха в нашей стране регулируется Законом «Об охране атмосферного воздуха». Однако этот закон устанавливает общие правила охраны атмосферного воздуха и не затрагивает проблему неприятных запахов.

Санитарные правила и нормы устанавливают нормы деятельности предприятий, загрязняющих атмосферу. В частности, санитарные правила и нормы «Об охране атмосферного воздуха в жилых помещениях» (№ СанПиН 0350-17) предусматривают снижение вредного воздействия производств на окружающую среду предприятий, их отдельных зданий и сооружений, функционирующих на основе технологических процессов, являющихся источником загрязнения атмосферного воздуха, для чего устанавливаются санитарно-защитные зоны.

Для справки: существует 5 категорий санитарно-защитных зон: I категория - 1000 м, II категория - 500 м, III категория - 300 м, IV категория - 100 м, V - 50 м, и такие зоны предусматривают расположение на их территории отдельных видов предприятий.

Однако и в этих правилах не отражены неприятные запахи и нормы, их регламентирующие. Поэтому, помимо вредных (загрязняющих) отходов, возникает необходимость регулирования предельно допустимого уровня воздействия запахов.

Зарубежный опыт

В зарубежных странах созданы правовые механизмы для борьбы с неприятными запахами. В Японии, например, неприятные запахи регулируются Законом «О борьбе с неприятными запахами» от 1972 года. Существуют стандарты AFNOR X-43-101 во Франции и стандарты NVN 2820 в Нидерландах. В Германии принята «Техническая инструкция по контролю качества воздуха» (Technical Instructions on Air Quality Control). В США борьба с неприятным запахом регулируется законодательствами штатов.

Негативное влияние неприятных запахов на окружающую среду, здоровье человека, рост населения и промышленных предприятий, а также расширение городов, обусловливают необходимость создания эффективных правовых механизмов против неприятных запахов и в нашей стране.

Следовательно, правовое регулирование данного вида общественных отношений предотвращает воздействие неприятных запахов на окружающую среду, устраняет неудобства, вызываемые запахами в быту. В конечном итоге гарантируется право граждан на безвредный для жизни и здоровья атмосферный воздух.

Соответственно, результаты анализа и выработанные в связи с этим предложения переданы в ответственные органы для реализации на практике, говорится в сообщении управления по связям с общественностью Минюста.

Top