16:32 / 28.02.2022
2718

Анонсирован законопроект «О налоговом консультировании»

Фото: Depositphotos

На обсуждение вынесен проект Закона Республики Узбекистан «О налоговом консультировании».

Целью законопроекта является формирование института налоговых консультантов, определяющего основные правила самоуправления в сфере налогового консультирования и эффективно работающего, регулирование отношений в сфере налогового консультирования, предоставление налогоплательщикам квалифицированных налоговых консультаций.

Основными задачами законопроекта являются:

  • вывод сферы налогового консультирования в стране на новый уровень и дальнейшее совершенствование этого института;
  • предоставление качественных и квалифицированных налоговых консультационных услуг налогоплательщикам;
  • урегулирование споров между хозяйствующими субъектами и налоговыми органами;
  • координация сферы налогового консультирования с нормами, применяемыми в международной практике;
  • повышение роли негосударственных некоммерческих организаций в сфере налогового консультирования;
  • обеспечение прозрачности процесса получения квалификационного аттестата налогового консультанта.

Разработанный законопроект состоит из 8 глав и 33 статей. В нем нашли отражение нормы, изложенные в Указе Президента «О мерах по дальнейшему развитию сферы налогового консультирования», в частности:

а) На Палату налоговых консультантов возлагаются следующие функции:

  • проведение квалификационных экзаменов для выдачи квалификационных аттестатов налоговым консультантам, выдача и прекращение квалификационных аттестатов;
  • утверждение программ обучения и переподготовка налоговых консультантов;
  • ведение реестра налоговых консультантов.

б) признание налоговыми органами заключений по налогам, выданных организациями налоговых консультантов при добровольной ликвидации налогоплательщиков с годовым оборотом до 1 миллиарда сумов за последние 3 года;

  • не прекращение срока действия квалификационного аттестата налогового консультанта в случае его работы в штате адвокатских структур, аудиторских организаций, иных юридических лиц, оказывающих бухгалтерские услуги;
  • предоставить налоговым консультантам право использования средств аудио- и видеозаписи при рассмотрении дел, связанных с жалобами на действия и (или) бездействие должностных лиц налоговых органов.

Устанавливается, что Министерство финансов является компетентным государственным органом в области налогового консультирования. При этом уполномоченный государственный орган:

  • разрабатывает и утверждает нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность по налоговому консультированию, в том числе национальные стандарты;
  • оказывает техническую и методическую помощь Палате налоговых консультантов по проведению квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата налогового консультанта и организации обучения кандидатов на получение квалификационного аттестата налогового консультанта;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Палата налоговых консультантов получает полномочия одобрять проекты законодательства, в том числе нормы и правила, регулирующие отношения в сфере налогового консультирования.

Определяются задачи и функции Палаты налоговых консультантов. Задачами являются:

  • объединение налоговых консультантов и организации налоговых консультантов и представление их интересов;
  • защита и поддержка профессиональных интересов налоговых консультантов;
  • участие в процессе совершенствования налогового законодательства и законодательства о налоговом консультировании.

Вводится понятие ассистента налогового консультанта. Ассистент налогового консультанта – физическое лицо, занимающееся определенными видами профессиональной деятельности.

Ассистент налогового консультанта может привлекаться к налоговому консультированию, если он состоит в штате налоговой консультативной организации или если с ним заключен гражданско-правовой договор организацией налоговых консультантов.

Учитывая, что налоговое консультирование является видом услуг, требующим определенных знаний, оно определяется как «профессиональные услуги» и их перечень расширяется. В частности:

  • подготовка документов для представления в налоговые органы в случаях, установленных законодательством, о возврате и (или) возмещении сумм излишне начисленных или излишне уплаченных налогов, рассрочки или уплаты налогов по частям;
  • анализ и оценка налоговых и финансовых рисков, а также предоставление рекомендаций по ним, предоставление рекомендаций клиенту (доверителю) по применению налоговых льгот;
  • проверка надлежащего исполнения клиентом своих налоговых обязательств за определенный период времени, в том числе при добровольной ликвидации.

Список услуг, которые помимо налогового консультирования, могут оказывать организации налоговых консультантов, расширяется. Включая:

  • сопровождение при государственной регистрации, в период деятельности, а также при прекращении деятельности клиента (доверителя);
  • анализ, экспертиза и мониторинг инвестиционных проектов;
  • проведение семинаров и тренингов по вопросам налогообложения.

Налоговые консультанты имеют право:

  • представлять интересы доверителя (доверителя) в судах и правоохранительных органах при рассмотрении хозяйственных, гражданских, уголовных, в том числе предварительного следствия и административных дел, связанных с налоговыми правонарушениями;
  • самостоятельно представлять заключение по налоговому консультированию в качестве обоснования от имени клиента (доверителя) при проведении налоговой проверки;
  • оказание совместных услуг по налоговому консультированию организациями налогового консультирования, и др.

Создается Экспертный совет налоговых консультантов, основными задачами которого являются:

  • рассмотрение вопросов, связанных с налоговым законодательством, вызывающих споры;
  • экспертиза проектов законодательства в сфере налогообложения;
  • выявление несоответствия в нормативных правовых актах в области налогового законодательства и направление их на рассмотрение в компетентный государственный орган.
Top