Мир | 20:07 / 28.02.2022
8393
5 минут чтения

Украинская семья: «Мы в пути уже три дня и во второй раз покидаем нашу родину»

Семья Алексея и Олеси Зарожевских несколько раз посещала Узбекистан. В 2014 году, когда Крым был присоединен Россией, они наблюдали за событиями отсюда. Мы поддерживали с ними связь, и сегодня поговорили о нынешней ситуации.

Фото: Janek Skarzynski / AFP / Scanpix / LETA

- Алексей, Олеся, прежде всего, выскажите свое мнение о ситуации, которая складывается сейчас.

- Наша родина - Донецк. Мы украинцы, но всегда говорили по-русски. Занятия в школе естественно велись на государственном языке, оба языка мы учили одновременно, и оба языка были для нас родными. Между нами никогда не было конфликтов, у нас много друзей и родственников среди русских.

Хочу сказать, что в то время в Донецке мы жили очень хорошо. Я точно знаю, что в среднем, уровень нашей жизнь был выше, чем во многих российских городах.

Когда я впервые посетил Узбекистан и сказал, что я из Украины, из Донецка, у меня спрашивали: «У вас там все время война, почему межнациональная неприязнь настолько сильная?». Тогда я очень удивился. И только тогда я убедился в том, насколько сильно влияние информации на умы людей.

- Вы сказали, что мы покидаете родину во второй раз. Что это значит?

- В 2014 году свергли Януковича, начались события на Майдане, Россия присоединила Крым. Вскоре сепаратисты подняли голову в Донецке и Луганске. Начались широкомасштабные боевые действия, наш город был разрушен, многие были убиты и ранены. Тогда мы были вынуждены покинуть нашу страну ради спокойствия нашей семьи. Мы побывали во многих местах, а также какое-то время жили в Германии. Через 4 года Германия аннулировала наш статус беженцев, посчитав, что война в Донецке официально окончена и боевые действия прекращены. После этого мы поселились сначала в Запорожье, потом в Харькове. Но, видно это – судьба и теперь мы вынуждены покинуть и это место. Потому что Харьков тоже в опасности.

- Как вы встретили начало войны?

- Слухи о войне к тому времени циркулировали уже несколько недель, но многие не верили или не хотели верить. 24 февраля в 5 часов утра впервые рядом с нами раздался взрыв. Мы живем в Московском районе Харькова. Наш опыт прошлой войны сработал, мы сразу схватили детей и спрятались под лестницей. Потому что опаснее всего оставаться в доме у окон, во время взрывов. Взрывная волна выбивает окна, причиняя серьезные травмы. В это время кто-то гулял с собакой, а кто-то вообще не понимал, что происходит. Между Харьковом и Российской границей кое-где расстояние составляет всего 35-40 км, не нужно заезжать даже на танке. Как мы потом узнали, не только Харьков, но и Днепр, Херсон, Одесса и даже Киев подверглись ракетному обстрелу одновременно. Сначала под удар попали военные объекты, но позже были разрушены и населенные пункты.

— Куда вы сейчас направляетесь?

- Нам рассказали, что сразу после нашего отъезда Харьков был обстрелян. На этот раз мы вынуждены вообще покинуть Украину. Мы сейчас движемся в сторону Европы, точнее, в Польшу. Мы в пути уже почти три дня. В двадцать первом веке, когда можно добраться до другого конца света за один день, мы не можем попасть в безопасную зону целых три дня. Дороги переполнены, перед границей пробки, нужно время, чтобы найти безопасный маршрут, и не знаешь, кого повстречаешь. К тому же нашему младшему сыну 5 лет, он не может быстро передвигаться и с транспортом большие проблемы. Мы беспокоимся уже не за себя, нас волнует судьба наших двоих детей... Сколько же это может продолжаться?! Да сгинет проклятая война!

Мы видели на дорогах много русских танков, у которых кончилось горючее  или просто брошенных. Русские войска плохо знают местность, большинство военных было обмануто и они встретили здесь серьезное сопротивление. Боевые действия на земле не дали ожидаемых результатов, поэтому усиливаются ракетные, это очень страшно.

Мы хорошо помним Узбекистан. Желаем узбекскому народу ценить мир. Пусть то, что мы переживаем, никогда не случится здесь.

От редакции: по данным ООН, количество беженцев, покинувших Украину только за первые 3 дня, приблизилось к 400 тысячам. В общей сложности несколько миллионов человек вынуждены покинуть родину.

Беседовал Аброр Зохидов,

перевод: Вадим Султанов.

Новости по теме