Узбекистан | 21:50 / 19.03.2022
11604
15 минут чтения

«Очередной механизм наказания от налоговиков» — эксперт о новом предложении ГНК

Проект постановления КМ, разработанный Государственным налоговым комитетом, вынесен на общественное обсуждение. Он предусматривает дополнительные начисления налога, если цена товаров и услуг ниже или выше рыночной стоимости. В интервью Kun.uz налоговый консультант Мурод Мухаммаджанов прокомментировал документ.

Мурод Мухаммаджонов

Обнародован проект постановления Кабинета Министров «О дополнительных мерах по созданию равной конкурентной среды для субъектов предпринимательства и защите прав добросовестных налогоплательщиков». Разработчиком проекта является Государственный налоговый комитет.

Ни один компетентный орган не должен устанавливать рыночную цену

Опубликование проекта указанного постановления в условиях, когда непрекращающиеся изменения и нововведения в действующем налоговом законодательстве не могут быть восприняты предпринимателями, на наш взгляд, было несколько поспешным, некоей мерой ради отчетности. Да, с 1 января 2022 года предусмотрено вступление в силу статей Налогового кодекса, регулирующих вопросы трансфертов и рыночных цен. Однако излишне вводить доначисления налогов в отношении рыночных цен в условиях, когда не только предприниматели не в состоянии адаптироваться к изменениям в налоговом администрировании, но и сами программы, подготовленные налоговым органом, работают некорректно.

Обратите внимание на название Положения: Положение о порядке определения рыночной цены товаров (услуг) для целей налогообложения. Именно, определения «рыночных цен», а не «установленных цен». Положение же гласит, что при определении рыночной цены, помимо цены, формируемой на основе спроса и предложения на рынке товаров (услуг), рыночной также называется цена, определяемая и (или) устанавливаемая компетентными органами и оценочными организациями.

Рыночная цена – это цена, которая формируется на основе рыночного спроса и предложения, это экономический термин, и так действительно должно быть. Но обратите внимание на вторую часть: цену определяют «компетентные органы». Рыночная цена определяется спросом и предложением, а не кем-то еще. Что касается рыночной цены, то ни один орган власти не имеет права ее устанавливать. Здесь – ошибка в Положении.

Сейчас цена на бензин где-то недотягивает до 6000 сумов, а где-то и 8000 сумов. Но где гарантия, что, когда это постановление будет принято, не заявят: «Компетентный орган указал продавать по этой цене, а ты продаешь по другой» и не начнут доначислять налоги? Здесь первая ошибка и начало недоразумений с налогоплательщиками.

Примеры для пояснения

Кроме того, в проекте Положения также обсуждается, что следует учитывать при определении рыночной цены. Есть часть, называемая изменением спроса и предложения на товары и услуги. Следовательно, здесь имеется в виду расчет налога по рыночной цене на услуги. Но установление рыночной цены на услуги - вещь немыслимая.

Простой пример: интернет-издания имеют собственные рекламные сервисы. Допустим, реклама везде стоила миллион сумов. Если на рынке 100 покупателей, то на каждые 100 покупателей приходится 100 продавцов, по одному на каждого. Средняя рыночная цена составляет один миллион сумов. Скажем, у одного из изданий достаточно ресурсов и оно привлекло большую часть рекламодателей, установив демпинговую цену на рекламу для своих клиентов в 100 тысяч сумов. Разве справедливо будет доначислить ему налоги с формулировкой: «рыночная цена услуги миллион сумов, а ты продаешь за 100 тысяч»?!

Ошибочно устанавливать рыночную цену за саму услугу. Себестоимость большинства услуг — это время. Вот еще один простой пример: у меня есть консалтинговая фирма. В апреле у меня заказ на налоговый аудит, до этого у меня есть 15 дней. Рыночная цена налогового аудита, к примеру составляет 25 млн сумов. Но если придет клиент и скажет, что не может заплатить больше 10 миллионов сумов, то вместо того, чтобы сидеть без дела до апреля, я проведу налоговый аудит за 10 миллионов сумов. Даже если я не получи прибыли из этой суммы, цена меня удовлетворит, так как я смогу покрыть свои убытки и выплатить зарплату работникам. Но по Положению, если разница в рыночной цене превысит 20 процентов, меня ожидают доначисления налогов.

Таким образом налоговая вмешивается в мои услуги, в мой рынок, в мою деятельность. Теперь я должен платить налог исходя из рыночной цены в 25 миллионов. А это приведет к банкротству меня и многих других предпринимателей, таких как я.

«Мировой опыт» - недостаточная причина

Говорят: в мировой практике есть то-то и то-то, и без никакого анализа принимают решения, обязательные к исполнению для всех. Или разрабатываются новые процедуры, на практике нарушающие бизнес-среду.

Намерение создать механизм налогообложения по рыночным ценам, может быть и благое, но кто даст гарантии, что завтра, подобно тому, как в предыдущие годы неуплаченный НДС взимали с тех, кто работает честно, что еще тысячи предпринимателей не будут завалены миллиардными доначислениями?

Какой зарубежный опыт изучен в этом отношении? Как они рассчитывают налоги по рыночным ценам? Каковы были последствия? Каковы плюсы и минусы? Насколько это применимо к нам? Предотвратило ли использование этого механизма негативные последствия для экономики и бизнес-среды? Было ли проведен мониторинг? Не станем ли мы потом искать виноватого, чтобы выйти из положения, если навязанная мера не оправдает себя?

На эти вопросы нет четкого ответа. Или мы просто работаем в формате «такая практика есть за рубежом, вот и используем»? Но, в мировой практике имеется смертная казнь, тем не менее, мы ее не применяем, и ошибочно брать всё, что есть в это самой мировой практике.

Незначительная разница: налоговый орган снова хочет использовать предположения и допущения?

В проекте Положения указано, что незначительные различия товаров могут не учитываться при определении рыночной стоимости товаров. Опять вмешивается человеческий фактор. Опять же, судьба предпринимателя может зависеть от настроения того или иного инспектора.

Возьмем в качестве примера простой стол. И вы, и я делаем и продаем мебель. У мебели, которую сделали вы, есть ящик, а у моей его нет. Или же упаковка вашего десерта бумажная, а у меня полиэтиленовая целлофановая. Это существенная разница или незначительная? Предполагается, что решение будет основано на личном мнении и догадках.

Какая разница понимается под незначительной?! Есть ли точная мера её?! Может быть, вам нужно больше оборудования, чтобы сделать стол с выдвижным ящиком? Стол с ящиком стоит 1 млн сумов, стол без ящика - 500 000 сумов? Поскольку изготовление одного ящика требует дополнительных затрат, используются дополнительные средства. То же самое относится и к упаковке десертов. Существенная или незначительная?! Разница в цене немалая.

Налоговая рвется создавать что-то новое, но бизнес за ней не поспевает. И налоговые правонарушения - практически у всех

В положении существует понятие определения рыночной цены путем определения средневзвешенной цены этих товаров по биржевым котировкам. Продукция, реализуемая обычным предпринимателем на конкурентном рынке, облагается налогом исходя из рыночной цены, определяемой на биржевых торгах. Это – все равно, что требовать от младенца быстро бежать. Уровень предпринимателя, работающего на бирже, и предпринимателя, не работающего на бирже, совершенно разный.

Мы издаем законы, нам все равно, грамотен ли юридически предприниматель или нет. Невозможно посчитать на калькуляторе и принять решение. Приняты сотни правовых норм из «мировой практики», но почему-то, никому не интересно, воспринимает это народ или нет. Вот закон, если ты не выполнишь, я тебя накажу. Любые правоотношения между налоговым органом и налогоплательщиком заканчиваются наказанием большинства предпринимателей.

Когда мы несколько лет назад были на собрании Европейской конфедерации налоговых консультантов, председатель собрания сказал нам: «У вас 98% налоговых проверок выявляют нарушения, вы что, не работаете с налогоплательщиками, почему они недовольны налоговым законодательством?» Он спросил в том смысле, что народ недоволен законами, а мы не работаем.

Чиновники, заседающие в налоговом комитете, считают уровень налоговой квалификации молодого предпринимателя равным своему и наказывают его, если он не соблюдает ежечасно издаваемые нормы.

Если сравнивать уровень квалификации налоговиков с квалификацией бизнеса, то почти 90% предпринимателей не выше «4-го класса». Повторите высшую математику для четвероклассника 100 раз, результата не будет.

К сожалению, никто не понесет ответственности, если предприниматель пострадал по вине налогового инспектора или программы. Например, ключ НДС предпринимателя, не попадающего в «красный» и «зеленый», блокируется. Бизнесмен работает, считая, что он в «зеленом». Раньше нам жаловались предприниматели, которые были в «красном», но теперь жалуются предприниматели, которые в «зеленом», и у которых блокируется ключ НДС. За период его блокировки не учитывается весь НДС по купленным у него товарам; в налоговой отвечают: «Извините, это ошибка программы», и - всё.

Норма о незачете НДС при попадании ключа НДС в неактивное состояние, явно противоречит Налоговому кодексу. Миллиардный ущерб предпринимателям наносит норма, за которую никто не отвечает. Ошибки в программном обеспечении нарушают бизнес-среду.

Афоризм «Заплати налоги и спи спокойно» отныне чужд нашим предпринимателям

В Налоговом кодексе есть статья о контролируемых сделках по рыночным ценам. В ней есть отдельный пункт, называемый сделками, контролируемыми рыночными ценами, которые не проверяются простой камеральной проверкой или налоговым аудитом, а контролируются отдельно. Это еще один вид проверки. Продолжительность такой проверки устанавливается от 6 месяцев до одного года.

«5 лет назад», во времена, которые мы все не любим, предприниматель, по крайней мере знал, когда его проверят. Теперь же налоговая в любой момент может проверить все, что хочет, и спать спокойно даже после уплаты налогов уже не получится. Афоризм «Заплати налоги и спи спокойно» теперь чужд нашим предпринимателям. Потому что в любой момент может «вылезти» доначисление налога за рыночную цену. Так налоговый орган не только контролирует предпринимателя, но и вмешивается в его деятельность. Многие новшества в налоговом администрировании внедряются без понимания бизнес-среды как таковой.

У предпринимателя требуют идеальной работы, но есть ли идеальная здоровая среда для такой работы?

Налоговый комитет требует, чтобы люди работали идеально, но создана ли здоровая среда для идеальной работы? Хотя всем известно, что определенные предприятия получают особые льготы, никто не может сказать ничего.

Возьмем простую бытовую технику. В некоторых случаях, если обычная компания ввозит и продает телевизоры из-за границы, их базовая стоимость при «растаможке» составляет 300 долларов и реальная стоимость — 300 долларов. Почему предприятия вносят в контракт цену предмета, стоимостью 300 долларов как 100 долларов? Если ввести себестоимость продукта в размере 300 долларов США, это повлечет за собой дополнительные расходы в размере 114 долларов США, включая пошлину и НДС. В этом случае минимальная цена продажи товара составит 414 долларов.

Когда вы ввозите тот же товар «за 100 долларов», накручивают еще 38 долларов с пошлиной и НДС, и минимальная цена продажи товара за 300 долларов становится 338 долларов.

Отдельные привилегированные предприятия привозят те же товары по 30 или 40 долларов. Общая стоимость расходов с пошлиной и НДС составит около 12 долларов. И в любом случае предприниматель, ввозящий товары через привилегированные карго- компании, получит больше прибыли, чем легально ввозящий товары, естественно, при отсутствии конкуренции, предприниматели, использующие первую схему - обанкротятся. Это вынуждает предпринимателей импортировать свою продукцию по более низкой цене, чем первоначальная, и снижать фактическую цену даже при продажах.

Согласно опубликованному проекту постановления, налоговый орган заявляет, что будет оценивать товары и услуги по рыночным ценам и рассчитывать НДС и налог на прибыль для всех. Но неуместно требовать рыночной цены, не создавая равных возможностей на рынке.

Чтобы все работали идеально, никаких особых льгот, никаких особых преференций, никаких привилегий не должно быть. Да и налоговое законодательство не предусматривает отдельных льгот. Пока существуют отдельные привилегии, неправильно требовать от других равенства на рынке.

Мы далеки от огульной критики налоговых органов. Наше отношение к сложившейся ситуации – это не наша собственная критика, это только жалобы налогоплательщиков и боль предпринимателей.

Беседовала Мадина Очилова,

перевод: Вадим Султанов.

Новости по теме