Узбекистан | 13:37 / 30.05.2022
9510
3 минут чтения

Эксперты рассказали, как уровень образования влияет на заработную плату в Узбекистане

Получают ли компенсацию обладатели дипломов более высоких уровней образования за затраченное время и энергию после вступления на рынок труда в Узбекистане? Для получения научно обоснованных ответов на эти вопросы эксперты института прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ) провели эмпирическую оценку влияния уровней формального образования на заработную плату в разрезе уровней образования и отраслей экономики.

Фото: Getty Images

Для оценки экономической отдачи от наиболее высоких ступеней образования в Узбекистане специалисты ИПМИ провели онлайн опрос среди населения старше 18 лет на тему «Отдача от образования». В результате было получено 1 152 онлайн ответов из регионов республики. 

Согласно результатам исследования, отдача от степени доктора наук (DSc) в Узбекистане превышает 61%, PhD или кандидата наук – 41%. Также относительная экономическая ценность диплома с отличием бакалавриата на рынке труда выше на 8,5% по сравнению с обычными выпускниками. Эти оценки позволяют подтвердить «окупаемость» более высоких и качественных уровней образования, следовательно, затраченного на его получение время и силы.

Среди опрошенных наибольшая средняя заработная плата приходится на занятых в сфере компьютерных технологий. Они получают зарплату от 28% до 37% (в зависимости от уровня и продолжительности образования) больше других отраслей.

Экономисты на 24-37%, финансисты на 29-30% и занятые профессиональной и научно-технической деятельностью (юридические, консалтинговые, бухгалтерские и другие профессиональные услуги) на 27-38% больше средней заработной платы по республике. Занятые в государственном управлении и обороне получают на 25-31% больше за свой труд. Представители промышленной сферы на 22-24% и строительства на 25% больше.

По результатам оценки в Узбекистане каждый дополнительный учебный год обучения способствует увеличению заработной платы работника в среднем на 10%, что соответствует оценке ООН по вопросам образования, науки и культуры.

Анализ разрыва в заработках между респондентами с разным уровнем образования позволяет ориентироваться учащимся и их семьям в принятии решений об инвестировании в человеческий капитал члена семьи.

Специалисты института планируют разработать калькулятор для подсчета размера инвестиций необходимого для достижения определенной профессии с набором необходимых навыков, компетенций и наивысшей квалификации.

Новости по теме