22:23 / 01.06.2022
23352

Мир платит за войну в Украине. Почему у России становится все больше денег, несмотря на санкции? 

Когда США и союзники приняли ряд санкций против России, президент Джо Байден заявил, что они хотят нанести «мощный удар по военной машине» РФ. Тем не менее война в Украине длится почти 100 дней, а эта «машина» все еще на ходу. Россия заправляет ее потоком наличных денег: в этом году в среднем за день в РФ поступает 800 млн долларов США. И это только от продаж нефти и газа. 

Фото: Andrey Rudakov/Bloomberg

Bloomberg проанализировали, почему российская экономика до сих пор на плаву, в Forbes выбрали главные факты. 

Годами Россия была и продолжает быть «супермаркетом сырьевых товаров», в котором есть всё, что нужно миру: не только энергоресурсы, но и пшеница, алюминий и палладий. Санкции нанесли ощутимый удар по России, корпоративные гиганты покинули страну, а экономика близится к глубокой рецессии. 

Однако сейчас Путин может игнорировать этот удар благодаря тому, что его казна переполнена доходами от продаж сырьевых товаров. А эти доходы становятся все больше из-за скачков мировых цен на эти товары, частично из-за войны в Украине. 

Даже несмотря на то, что некоторые страны отказываются покупать энергоресурсы в России или уменьшают подобные закупки, доход России от нефти и газа в этом году достигнет примерно 285 млрд долларов США. Это более чем на 20% превышает показатель 2021 года. Добавьте к этому другие сырьевые товары – и Россия компенсирует 300 млрд долларов, замороженных в рамках санкций иностранных резервов. 

Лидеры ЕС знают, что должны прекратить закупки у России и косвенное финансирование войны у ворот Европы. Но, несмотря на амбициозные намерения, национальные правительства знают, что такие действия будут иметь последствия для их экономик. США уже ввели эмбарго на российскую нефть, но Европа лишь небольшими шагами избавляется от этой зависимости. 

По данным Международного энергетического агентства, доход только от экспорта нефти вырос на 50% по сравнению с показателями прошлого года. По оценкам московской фирмы SberCIB Investment Research, в первом квартале этого года ведущие российские производители нефти заработали самый большой за последние 10 лет общий доход. 

Экспорт пшеницы продолжается, да еще и по повышенным ценам, ведь санкции против российского сельского хозяйства даже не обсуждаются из-за мировой потребности в зерне. 

Профицит текущего счета России вырос более чем в три раза в первые четыре месяца года – до почти 96 млрд долларов. Эта цифра является самой высокой по крайней мере с 1994 года. Она в основном отражает стремительное повышение цен на сырьевые товары, хотя резкое снижение импорта из-за международных санкций тоже сыграло свою роль. 

Путин также пытается использовать статус России как ведущего поставщика сырьевых товаров. Так как мир беспокоит нехватка продовольствия, Путин сказал, что разрешит экспорт зерна и удобрений в том случае, если с его страны снимут санкции. 

Одно из самых больших упущений в принятии санкций против России – это готовность других государств продолжать покупать нефть у страны. Некоторым даже удается приобретать со скидками. 

Индийские нефтеперерабатывающие заводы купили более 40 млн баррелей российской нефти в период между началом войны в Украине и началом мая. По подсчетам Bloomberg на основании данных министерства торговли, это на 20% больше, чем весь экспорт нефти России в Индию в 2021 году. Нефтеперерабатывающие заводы заключают личные сделки, а не участвуют в тендерах – так им удается закупить российскую нефть дешевле ее рыночной стоимости. 

Китай также укрепляет энергетические связи с Россией, получая скидки на нефть, которую не хотят покупать где угодно. Китайский импорт российской нефти уже вырос, но Пекин хочет еще и пополнить свои стратегические запасы сырой нефти российским черным золотом. 

Похожая история с импортом стали и коксующегося угля. Согласно официальным данным таможни, импортные закупки из России уже третий месяц (по состоянию на апрель) увеличиваются вдвое по сравнению с прошлогодними уровнями. А некоторые продавцы российской нефти и угля пытаются еще больше упростить покупки для Китая, предлагая оплату в юанях. 

«Большинство в мире не участвуют в наложении санкций, – рассказывает Уотер Джейкобс, основатель и директор центра сырьевых товаров и торговли при университете Эразмус в Роттердаме. – Торговля будет продолжаться, потребность в топливе никуда не исчезнет, а покупатели в странах Азии или Среднего Востока откликнутся на выгодные предложения». 

Если говорить о газе, то у России меньше вариантов смены покупателей. Но страны на другом конце газопроводов (часть из них проходят через Украину) также зависят от России, как и она от них. 

Около 40% потребности ЕС в газе удовлетворяет Россия, и именно с этой «иглы» союзу будет труднее всего слезть. Доставка газа в Европу даже выросла в феврале и марте, когда вторжение привело к скачку цен в европейских газовых хабах. Из-за этого повышения цен некоторым клиентам с долгосрочными контрактами было дешевле покупать газ у «Газпрома». 

С тех пор объемы закупок российского газа снизились из-за установления более теплой погоды и рекордных поставок сжиженного газа из США и других стран. Повлияло на это и нарушение транзита газа из-за военных действий, а также сама Россия, которая прекратила поставки в Польшу, Болгарию и Финляндию, потому что эти страны отказались платить за газ в рублях. 

Даже когда ЕС снижает зависимость от российского газа (Германия утверждает, что российского газа в стране уже не 55%, а 35%), за каждым поворотом ждет новая проблема. Несколько крупных покупателей российского газа всеми возможными способами продолжают покупать это важное топливо, а итальянская Eni SpA и немецкая Uniper SE, которые оказывают коммунальные услуги, не собираются останавливать поставки.

По данным СМИ, хоть и медленно, но количество запретов и ограничений будет только расти. Давление на российскую экономику и финансы в конечном счете приведет к желаемому результату, пусть и неизвестно точно, когда это произойдет. 

«Кремль даже удивлен, что российская экономика не упала под тяжестью санкций, поэтому там есть оптимизм, – сказала Татьяна Становая, основательница компании политического консалтинга R.Politik. – Но выживут ли энергетический и производственный сектора через два-три года, это уже большой вопрос».

Top